Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Стоические взгляды императора Марка Аврелия

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Изучение процесса возникновения эллинистических школ в древнем Риме. Характеристика стоико-философского мировоззрения императора Марка Аврелия, метафизических доктрин стоиков. Анализ главных идей стоицизма: покорности судьбе и фатальности всего сущего.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

РЕФЕРАТ

на тему “СТОИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИМПЕРАТОРА МАРКА АВРЕЛИЯ”

Содержание

  • Введение
  • 1. Возникновение стоической школы
    • 1.1 Возникновение Эллинистических школ
    • 1.2 Эллинистическая онтология. Стоицизм
  • 2. Стоико-философское мировозрение Марка Аврелия
    • 2.1 Марк Аврелий
    • 2.2 Главные идеи Марка Аврелия
    • 2.3 Мировоззрение Марка Аврелия
  • Заключение
  • Список использованных источников
Введение

Философия, особенно в Античном Риме всегда была почитаема, поэтому её разветвление на разные школы, зарождение новых направлений, в каждом из которых появлялись новые идеи, создавали ту силу философствования, без которой не мог обойтись практически никто, особенно римляне.

В древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны на историю, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, такой культ личностью являлся Антонин Марк Аврелий, который в свою очередь был последним представителем в этом направлении. Что касается самого возникновения стоицизма, то её основателем был Зенон, прибывший с Кипра в IV веке до нашей эры, и развивший это направление ещё задолго, до того момента, когда наступит полный распад этого направления и которое уйдёт навсегда после смерти Марка Аврелия.

Непосредственно философия в Римской империи занимала очень важное место и имела особое влияние на жизнь и культуру римлян. Влияние философии Античного времени на человека и всего целого общества в Риме означало выполнение функции религии, наставления. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточивалась в культе личностей императоров. Но как любой Император греческого мира того или иного времени, опирающийся на философию, получал те знания, почитая которые в дальнейших своих действиях, он поступал мудро, и тогда за все поступки, которые он совершал, были удостоены честью, уважением, признанием, то такие действия были по-настоящему достойны правителя. Таковым являлся Император Марк Аврелий.

1. Возникновение Стоической школы

1.1 Возникновение Эллинистических школ

Ближайший после аристотелевский период античной философии характеризуется резким падением уровня онтологических исследований, т.е. исследований об учении сущего. Этого же нельзя сказать, например, об этике и логике, т.е. о нравах, морали, и о разуме, понятии и мыслей, в сферах которых эллинистическая философия достигла значительных результатов, но "первая философия" переживает такой кризис, который нельзя объяснить простой паузой в процессе плавного развития идеи. Хотя нельзя сказать, что эллинизм выступил с новой философской программой, но в значительной мере он продолжил разработки сократовских школ и попытался возродить ряд досократовских учений. Так что с большим основанием нарушением эволюции, "эмерджентом", можно считать диалектику афинской школы; эллинистические же школы были "результатом" давно развивавшегося процесса, начало которому положили софисты.

Эллинистические школы действительно были теснее связаны с историко-культурными процессами Греции, чем афинская школа. [1]

Например, стоики и эпикурейцы были гораздо влиятельнее. [2] Эпикурейцы в свою очередь были учениками Эпикура (347-270 до н.э.), философа-материалиста эпохи эллинизма.

Изучение материализма (вещественное), как одного из главных философских направлений, который и продолжали эпикурейцы, означал признающую объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, которая существует вне зависимости от сознания и выступает как первооснова действительности. [3]

Что касается стоицизма, то он возник в конце IV в., когда Зенон Китийский - Zeno Citium (335-263 до н.э.), прибыл с Финикийского склона Кипра в Афины, где он и открыл школу стоицизма. Своё название она получила от греческого слова “Стоя”, которая означала “портик”, или крытая рыночная площадь - крытая галерея с колоннами. Его учение стоицизма становилась доминирующей в Эллинистической (Hellenistic) философии. Стоицизм подчеркивал, что счастье зависит только от хорошего качества (предпочтительнее как были мысли у Сократа) и, что все внешние условия жизни могут и должны быть вынесены apatheia, т.е. "бесстрастия" (наше слово "апатии") и самодовлеющего состояния, “автаркии”, или как ещё его называют самоудовлетворения.

Стоицизм, также продолжал доктрину циников kosmopolis или "мировое состояние" как этического идеала. [4] Цинизм в свою очередь определяется как моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре и ценностей общества. Цинизм принадлежит Кинической школе. [3]

Это “Мировое состояние” как этического идеала оказался реализованным позже в Римской Империи. Два курьёзных представителя Римских Стоиков в те времена были Epictetus - Эпиктет (55 до н.э. - 135 н.э.), раб (позже освобожденный), и Marcus Aurelius - Марк Аврелий, Император, управлявший с 161 по 180.

За исключением этики, Стоики посвящали значительное творческое внимание к логике, но их метафизические доктрины были по большей части производными от учения Heraclitus (Гераклита). [4]

Мир заканчивался под Марком Аврелием, ближайшая вещь которого и была главной ценностью "короля философа", но также того же важного генерала, который вёл основные постоянные военные действия с Немецким вторжением и варварскими племенами вдоль Дуная и через Дунай. И во всех военных действиях он оставался всегда на передовой, проведя на войнах, скорее полжизни, а не, сколько половину времени своего правления. И во время этих войн или в не их, он как-то незаметно от других, описывал происходящие события в своих записях “Размышлений”, успокаиваясь в Стоицизме. [5]

Во время правления на Империю обрушались стихийные бедствия, эпидемии, нагрянувших с Востока и унесших множество жизней. [6] Всё это не могло не сказаться, на Империю, также как и на Марка Аврелия. Но это не означало, что Империя и Император ослабли. Только реальные неудачи Марка Аврелия, должны были оставить Империю его ничего не стоящему сыну, Commodus (Комоду), что в действительности, исключалось, поскольку Комод увлекался в основном забавами гладиаторских боёв, и был далёк от политики и проблем Рима. Марку Аврелию увлечение Комода, конечно же, не нравилось, и всё это собиралось в какое-то единое мнение, которое вытекало в нежелание Аврелия подарить Риму такого правителя, который был совсем далёк от проблем Рима и всей Римской Империи. Имеет ещё и тот факт, что его сын был слабым духом. А такой человек, у которого власть в руках, был опасен. И говоря о Комоде, важно сказать, что в свою очередь он не был достоин титула Императора, но вопреки всему он потом всё же им станет, хотя и не должен был, тем самым, нарушив идею Рима - её свободу. Свобода по Марку Аврелию считалась тем самым миром Рима, которая заключалась в стремлении равенства слабых и сильных, бедных и богатых. [5]

1.2 Эллинистическая онтология. Стоицизм

Главной идеей стоицизма являлось покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим, жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы". [2]

Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую симпатию всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. Пневма - это нечто, присутствующее во всех живых существах в дополнение к плотным тканям и жидкостям, из которых они состоят.

В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой рок. Все люди граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. [3]

Стоицизм, как общеизвестно и хорошо засвидетельствовано, отождествляет бытие (oysia) и телесность (soma). Только на первый взгляд здесь можно усмотреть верность досократовскому синкретизму, т.е. сочетание различных философских начал в одну систему. Но в постплатоновскую эпоху нельзя было с легкостью и без оговорок соединить то, что ещё распалось в силу исторических метаморфоз мышления. Может быть, поэтому учение о сущности и теле в стоицизме содержит много неясных моментов.

Стоики называют сущность "первовеществом всего сущего", а телом - сущность, имеющую границы. Все является в той или иной степени телом, бестелесны лишь пустота, находящаяся вне мира, время и значения слов. С другой стороны, к примеру, Диоген сообщает, что стоики различали начала (archai) и основы (stoicheia). Начала бестелесны, бесформенны, не возникают и не гибнут. У сущего два начала: деятельное и страдательное. Первое - бог, или разум; второе - бескачественная сущность. Обособленная качественность всей сущности - это бог. Очевидно, что одним понятием тела стоики обойтись не могли, а бескачественная сущность может пониматься и как бестелесная.

Чисто онтологический смысл имеет стоическое учение о категориях. Самой общей к...

Другие файлы:

Размышления
"Размышления" - это личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, сделанные им в 70-е гг. II в. н.э. Они отражают упорное стремление Марка...

Стоические взгляды Императора Марка Аврелия
Философия, особенно в Античном Риме всегда была почитаема, поэтому её разветвление на разные школы, зарождение новых направлений, в каждом из которых...

Марк Аврелий
"Размышления" - это личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, сделанные им в 70-е гг. II в. н. э. Они отражают упорное стремление Марк...

К себе самому
Книга римского императора и философа Марка Аврелия - не просто мысли, обращенные к себе самому, но путь к себе, восхождение к тому идеальному образцу,...

История императорской власти после Марка
Описание:Труд Геродиана излагает римскую историю от смерти Марка Аврелия до Гордиана III, то есть охватывает годы 180—238 н. э. Следовательно, данное...