Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Сравнимые и несравнимые понятия

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Сущность и общая характеристика понятия, основные логические приемы его формирования. Понятие и слово. Отношения между понятиями, их совместимость и несовместимость. Определение и содержание логической операции. Логическое деление и определение понятий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» - сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например: «квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «космическое пространство», «государство» и «симфоническая музыка». Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут Находиться только сравнимые понятия.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъемностъ, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).

1. Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Основные логические приемы формирования понятий

понятие логический деление слово

Рассматривая вопросы этой темы, следует обратить внимание на то, что здесь приходится вводить много исходных понятий, таких как, «анализ», «синтез», «сравнение» и др. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала эти понятия были правильно определены. Надо дать определения и самому понятию «понятие», под которым понимается форма мышления, отражающая предметы в их существенных (и отличительных) признаках.

Понятия подразделяются на сравнимые и несравнимые. Логика имеет дело только со сравнимыми понятиями. Недаром ведь говорят, что «все познается в сравнении». Больше того, формирование понятия как раз и начинается с логической операции сравнения предметов, в результате которой обнаруживается те признаки предметов, по которым и можно судить либо о сходстве, либо о различии предметов в разных их отношениях.

Пример:

Понятие «антиобщественное поведение» есть понятие сравнимое с понятием «общественное поведение». Здесь есть сходство, состоящее в том, что и то, и другое означает поведение гражданина, и есть различие, состоящее в том, что в одном случае поведение является общественным, а в другом - антиобщественным.

Реальное формирование понятий начинает осуществляться благодаря операции анализа. Суть этой операции состоит в том, что рассматриваемый предмет мысленно расчленяется на его составные части. Так, поведение гражданина (см. рассмотренный выше пример) может быть подразделено на поведение, подчиняющееся общественным требованиям, и на поведение, противостоящее им. В первом случае поведение гражданина определяется как законопослушное, а во втором - как незаконопослушное. Последнее, в свою очередь, подразделяется на поведение без отягчающих последствий и на поведение с различного рода отягощениями вплоть до уголовно наказуемых. Так выделяются различные признаки поведения. Такое выделение признаков предмета есть их абстрагирование, т.е. отвлечение их от других признаков предмета. Абстрагированные признаки объединяют в некоторые их совокупности, что является процессом синтезирования этих признаков в одно понятие. Полученные представления распространяются уже на весь класс предметов. Такая процедура называется обобщением. Итак, понятие образуется путем последовательного проведения операций сравнения, анализа, абстрагирования, синтеза и обобщения.

Обратим внимание, что основными характеристиками понятий являются их содержание и объем. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а объем понятия есть множество предметов, которое также мыслится в этом понятии. Эти характеристики, - содержание и объем понятия, - и лежат в основе видообразования понятий.

Пример:

Содержанием понятия «антиобщественное поведение» являются такие признаки поведения человека, которое разрушает установившийся порядок социальной жизни общества. Объемом понятия «антиобщественное поведение» является совокупность всех видов разрушающего поведения.

Содержание понятия и его объем связаны друг с другом законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия: увеличение объема понятия ведет к обеднению (уменьшению) его содержания, и наоборот, обогащение (увеличение) содержания понятия ведет к уменьшению его объема.

Пример:

Понятие «следователь» больше по объему, но беднее (меньше) по содержанию понятия «следователь по особо важным делам».

2. Отношения между понятиями. Совместимость и несовместимость понятий

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия фиксирует особые отношения между логическими понятиями, которые принято называть родовидовыми. В системе этих отношений общее понятие, имеющее больший объем и включающее в себя объем другого понятия, называется подчиняющим понятием, а общее понятие, имеющее меньший объем и включенное в объем другого понятия, называется подчиненным понятием. Из двух таких общих понятий подчиняющее называется родом (родовым понятием), а подчиненное - видом (видовым понятием). Если из двух таких понятий одно общее, а другое единичное, то общее (подчиняющее) понятие является уже видом, а единичное (подчиненное) - подвидом (индивидом). Заметим, что понятие, объем которого не содержит вообще ни одного предмета, называется пустым (нулевым). Понятие же, объем которого содержит все допустимое множество предметов, называется универсальным (категорией).

Логические операции с понятиями, - и на это обратим особое внимание, - часто дополняются и усиливаются специальным приемом, получившим название метода диаграмм Эйлера-Венна. Эти диаграммы иногда называют «круговыми диаграммами». С помощью такого приема можно наглядно изобразить отношения между объемами сравниваемых понятий. Впервые этот метод систематически стал применять в логике знаменитый математик Л. Эйлер (1707-1783), но сами круговые изображения объемов понятий уже применялись в VI в. н.э. в афинской неоплатоновской школе математиком Филопоном.

Суть этого метода состоит в том, что изображаемый круг условно включает в себя предметы, отображаемые каким-либо понятием, а каждый из этих предметов обозначается внутри этого круга точкой. Данный круг может включать в себя другой круг, меньшего диаметра, и это означает, что родовое понятие (больший круг) включает в себя видовое понятие (меньший круг).

В дальнейшем английским логиком Джоном Венном (1834-1923) данный метод был распространен на все виды логических отношений, а сами изображения стали фиксироваться не только в виде кругов, но и в виде, скажем, эллипсов.

Объемы родового и видового понятий могут как совпадать друг с другом (см. рис. 1), так и не совпадать друг с другом (см. рис. 2). Иллюстрациями здесь соответственно могут служить следующие высказывания: «Каждый человек (A) имеет право на гражданство (B)» (см. рис. 1) и «Все следователи (A) - юристы (B)» (см. рис. 2).

В тех случаях, когда объемы двух понятий совпадают лишь частично, отношение между объемами таких понятий изображается посредством перекрещивающихся кругов (см. рис. 3). Например: «Многие участники Великой Отечественной войны (A) награждены боевыми орденами (B)». На диаграмме (см. рис. 3) этому высказыванию соответствует заштрихованная часть, являющаяся общей для субъекта и предиката суждения.

Приведенные случаи являются случаями совместимости понятий по объему. Однако понятия могут быть и несовместимыми по объему. Например, в высказывании - «Несовершеннолетние (A) не имеют права голоса (B)» - A и B несовместимы. На круговой диаграмме это отображается так, как показано на рис. 4. Нетрудно видеть, что и A, и B могут входить в общий для них род (C).

В тех случаях, когда между понятиями имеются отношения противоположности, отношения между объемами таких понятий отображаются посредством одного круга. Например: «Все, что имеет начало (A), имеет и конец (B)». Видно, что в случае наличия противоположных понятий имеется еще и понятие-посредник (C - (A + B)). Если же такой «средней» части не имеется, то данное отношение считается противоречием. Например: «Ни один невиновный (A) не должен квалифицироваться как виновный (B)».

Диаграммы Эйлера-Венна своим наглядным графическим изображением не только облегчают запоминание структуры различных сочетаний мыслей, но и помогают решению ряда логических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельно...

Другие файлы:

Отношения между понятиями по объему и содержанию
Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия. Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия. Противоречивые или конт...

Классификация методов исследования систем управления
Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или ре...

Быстро, Вкусно, Просто. 100 лучших рецептов салатов
Велико разнообразие салатов: это и любимые с детства фруктово-ягодные, и овощные, и изысканные грибные, и ни с чем не сравнимые рыбные и мясные. В это...

Логическая характеристика понятия "Трудовые споры"
Формулировки понятия "трудовые споры". Содержание и объем данного понятия, логическая характеристика. Понятия, которые находятся с исходным в отношени...

Ник. Админ
Описание:Хорошо быть магом. А каким именно? Целителем? Боевым? Астральным? Стихийником? А может, лучше быть универсалом? Мысль интересная, да хватит л...