Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Русская религиозная философия XIX – XX веков

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Общая характеристика эстетической концепции. Религиозный идеал как синтез истины, добра и красоты. Значение и задачи искусства, поэзия и отражение красоты природы. Религиозно-философская проблематика и тенденции в русской литературе и богословии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина»

Философско-теологический факультет

Концепция красоты в русской религиозной философии

(В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Ф.М. Достоевский)

Курсовая работа студентки

Русская религиозная философия XIX - XX веков

дневного отделения, 4 курса

941 группы Паламарчук А.М.

Научный руководитель:

доктор философских наук,

доцент Куликова Т.В.

Нижний Новгород 2012

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Эстетика В.С. Соловьёва
    • 1. Общая характеристика эстетической концепции В.С. Соловьёва
    • 2. Религиозный идеал В. Соловьёва как синтез истины, добра и красоты
      • 2.1. Эстетика природы питает философию искусства
      • 2.2. Поэзия есть отражение красоты природы
      • 2.3. Красота преобразует действительность
      • 2.4. Значение и задачи искусства
      • 2.5. Идеал имеет всеобщее значение
    • 3. Значение идей Соловьёва для отечественной философии и богословия
  • Глава 2. Флоренский как последователь идей Соловьёва
    • Религиозно-философская проблематика
    • София как Премудрость Божия
    • Метафизическая Триада
    • Победа Логоса над Хаосом
  • Глава 3. Философские тенденции в русской литературе
  • Эстетика Ф.М. Достоевского
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Русская религиозная философия XIX - XX веков являет особой уникальный феномен в истории философской мысли.

Эстетизм является одной из характерных черт русской философии. Особое стремление к красоте, несущей определённый созидательный смысл, отличает творцов рассматриваемого периода философствования. Кроме того, значимым аспектом является глубочайшая связь философии и искусства, в частности, литературы. Ведь неслучайно среди самых известных и читаемых за рубежом философов - неизбежно упоминаются Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой - чаще воспринимаемые нами и нашими соотечественниками как столпы классической русской литературы. Заметим, что их произведения полны философских рассуждений, тематика которых зачастую близка читателю. Философская насыщенность литературных произведений и изысканность слога философских сочинений есть неотъемлемая черта русской интеллектуальной традиции.

Красота - как эстетическая категория, прежде всего, является существенным стимулом к творческой деятельности, подчинённой её законам. Пробуждённый эстетическим чувством порыв может быть выражен в принципе «Жить и творить по законам красоты».

Связь творчества с природным, почти врождённым стремлением к красоте отмечал ещё знаменитый русский писатель XIX века Ф.М. Достоевский: «Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Таким образом, творчество оказывается неотъемлемой частью проявления духовности личности.

Концепция триединства Истины, Добра и Красоты, столь воспеваемая русскими религиозными философами (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский), актуальна и по сей день.

Основными системообразующими понятиями в философии Соловьёва могут быть названы идеи Всеединства и Богочеловечества.

Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании - абсолютная истина, в области материального бытия - абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

Отец Павел Флоренский выделяет особым образом гносеологический аспект, акт познания Бога и любви к Богу. По словам Флоренского, красота мира доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутости эгоизма. Тем самым, в самой идее красоты содержится глубоко созидательная мысль. Суть привлекательности этой идеи, очевидно, заключается в том, что в ней прослеживается необходимость гармоничного сочетания внешней и внутренней красоты. Отсутствие духовного содержания, некой высшей созидательной идеи порождает не красоту, а лишь красивость.

Таким образом, упомянутая концепция несёт в себе идеал всеобъемлющей красоты. Кроме этого, отметим, что в приобщении к творениям искусства проявляется особая склонность человеческой сущности к постижению истины: поиск бытийственных смыслов посредством осмысления ценностей культуры. «Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определённой степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а учёный - красоту в истине».

Глава 1. Эстетика В.С. Соловьёва

1. Общая характеристика эстетической концепции В.С. Соловьёва

Выдающийся философ-систематик Владимир Сергеевич Соловьёв развивал идеалистическую линию в русской эстетике. На формирование его воззрений существенное влияние оказали Платон, Августин, Шеллинг, Гегель, из русских авторов - старшие славянофилы, П.Д Юркевич, отчасти Ф.М. Достоевский. Как христианский мыслитель В.С. Соловьёв явился создателем мистической концепции мирового процесса, осуществляющегося в борьбе божественного начала с косной материей и направленного, в конечном счёте, на её полное одухотворение, которое означает тем самым конец всемирной истории. Этот процесс полагался как смысл природы и культуры, истины и любви, искусства и красоты.

Будучи философом, поэтом и литературным критиком, Соловьёв много сторонне подходил к проблемам искусства: его эстетика начинает с постулирования красоты как образа абсолютного «положительного всеединства», рассматривает конкретные проявления её в неорганической и органической природе и отдельных видах искусства и заканчивает анализом частных сторон художественной образности. Архитектонически эстетика являлась очень важной частью соловьёвской системы в целом, однако философ не успел создать специального эстетического сочинения, сравнимого по детальности разработки, например, с его трактатами по этике. Вместе с тем многочисленные критические выступления мыслителя представляют собой конкретизацию его основных эстетических положений, которые в общем виде сформулированы прежде всего в статьях «Красота в природе» (1889) и «Общий смысл искусства» (1890).

Таким образом, несмотря на отсутствие монументального труда по эстетике, исследователи творчества В. С. Соловьёва располагают достаточным фактологическим материалом, исходя из которого, мы можем судить об эстетических воззрениях мыслителя.

Предмет и метод эстетики определяется у Соловьёва рациональной структурой и «сверхразумным» содержанием его теософского «цельного знания». Квалифицируя всякое человеческое дело как принадлежащее двум мирам - небесному и земному - мыслитель под эстетикой понимал философскую теорию красоты и искусства, обозревавшую наличные явления своего предмета с точки зрения их трансцендентной сущности, которая необходима больше и глубже явлений. Не случайно в качестве эпиграфа своего главного эстетического сочинения «Красота в природе» он избрал принадлежащий Достоевскому афоризм «красота спасёт мир».

Обсуждение проблемы красоты смыкается у Соловьёва с его натурфилософией и философией истории. Отрицая зависимость прекрасного от полезного, формально соглашаясь с тем, что красота есть предмет бескорыстного созерцания, философ-идеалист содержательно определял красоту как «преображение материи чрез воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Вместе с тоем, будучи телесной формой, в которой выражаются свобода и полнота содержания всеединой идеи, красота является её законченным воплощением и тем самым становится действенной силой, преображающей, а не отражающей только (в отличие от субъективной истины или добра) действительность. «Отсутствие красоты есть бессилие идеи», а осуществление её совпадает с идеальным перерождением космического и исторического бытия (в этом и выражается - в терминологии Соловьёва - «теургическая» роль красоты).

Проблема красоты решается, таким образом, вначале как теологическая, а затем как онтологическая: победа красоты над безобразием косного вещества оказывается финалом мировой драмы.

Соответственно такому подходу, красота в природе квалифицируется в эстетике Соловьёва как объективный естественно-исторический факт. Отправляясь в анализе природной красоты от низших неорганических ступеней в «порядке бытия», философ разбирает проявления прекрасного сначала в растительном мире, а затем у низших и высших животных. Разбор этот полемически направлен против Гегеля, Эдуарда Гартмана и некоторых других теоретиков, недооценивавших или искажавших, по мнению Соловьёва, «зиждительное» значение красоты.

С его точки зрения, физический свет - это «первичная реальность идеи в противоположности весовому веществу», поэтому свет является первым началом прекрасного в природе. Восходящая к Плотину мистификация света связана у Соловьёва с иерархическим различением ступеней природного существования, каждая из которых представляет собой ар...

Другие файлы:

Тесты с ответами по Философии
1.1. Что такое философия?1.2. Восточная философия1.3. Античная философия1.4. Средневековая философия1.5. Философия эпохи Возрождения1.6. Философия Нов...

Русская философия
Начальный период становления русской философии: ХI-XVII века. Особенности русской философии XVIII века, вклад Ломоносова и Радищева в ее развитие. Фил...

Русская религиозная философия

Русская религиозная идеалистическая философия первая половина XXв

Русская философия XIX-XX веков