Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Моральная традиция древнеиндийской философии и ее последствия

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Общая характеристика ведической литературы. Истоки индийского философского мышления. Формирование морально–этических принципов упанишад, их связь с другими религиозно-философскими системами. Развитие моральных традиций упанишад в системах индуизма.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Приступая к рассмотрению означенной выше темы, хотелось бы отметить наличие большого количества разнообразной литературы посвящённой данной и близкой ей тематикам. При всём желании авторов этих работ быть объективными, заметно, а иногда и в сильной мере влияние их убеждений на характер изложения материала. Этот факт, несомненно, играет ту положительную роль, что даёт возможность взглянуть на проблему с позиций различных философских направлений.

В целом можно сказать, что в работах советских авторов общей является тенденция к разделению философских идей ведической литературы на материалистические и идеалистические, что в свою очередь приводит к несколько упрощённому их пониманию. Вместе с тем нельзя отрицать и значимости проделанных ими исследований в области древнеиндийской философии. Особенно хотелось бы отметить книгу “Древнеиндийская философия. Начальный период” под ред. В.В. Бродова, дающую возможность ознакомиться с наиболее ценными в философском отношении ведическими текстами и тем самым получить собственное представление о древнеиндийской философии.

Говоря о рассмотренных работах индийских авторов можно отметить, что они являют собой фундаментальные исследования по рассматриваемой тематике. Во многих случаях их трактовка философии ведической литературы и литературы связанной с более поздними философскими системами, отлична от той, которую дают советские авторы. В большинстве своём они рассматривают ведическую литературу, как основной источник всех последующих философских течений своей страны, который во многом определил этические и эстетические воззрениями индийского народа. Основную ценность Вед они видят в тех философско-религиозных принципах, которые послужили базисом образования индийского мировосприятия, основанного на понимании места человека в этой жизни и обращённого внутрь самого человека, в мир его души (Атмана). Индийские авторы, являясь учёными-философами, разделяющими не только философские, но и религиозные воззрения ведической литературы, показывают важность такого мировосприятия для духовного самопознания (самореализации), приводящей человека к освобождению от страданий (мокше). Они подчёркивают также, что такой взгляд на мир способствует не только развитию человека, но и укреплению позиций общественной морали, принципами которой является осознанное подчинение и взаимное уважение его членов. Именно такие принципы, основанные в большинстве своём на религиозно-философских учениях Вед, по мнению индийских философов, обеспечивают стабильность, устойчивость индийского общества: “Философия в Индии носит преимущественно спиритуалистический характер. Именно спиритуализм, а не развитая Индией грандиозная политическая структура или социальная организация, дал ей возможность противостоять разрушительному действию времени и превратностям истории”. С. Радхакришнан. Индийская философия, т.1, стр.7

Для работ западных исследователей (западная Европа и Америка) характерным, на мой взгляд, является несколько высокомерное отношение к индийской философии. Эти исследователи, в большинстве своём, отмечая важность и значимость философии Индии, её достижения в изучении вопросов связанных с внутренним миром человека и его взаимоотношений с окружающей природой, подчёркивают её сильную зависимость от религии и моральных устоев, формирующих отношение к жизни основанное на душесозерцании и самоотречении. Этот негативный, по их мнению, момент в индийской философии явился причиной фомирования пассивного, погрязшего в мистическом представлении о мире обществе, неспособного к прогрессу.

. Зарождение индийской философии

.1 Общая характеристика ведической литературы

“ Система индийской философии похожа

на странный восточный город в котором

мы не знаем ни улиц, ни их названий и в котором мы находимся в постоянной

опасности заблудится.” М. Мюллер. Философия Веданты. М., 1912, стр. 87.

Индийская философская мысль древнейшая в мире. Её история восходит к концу началу тысячелетия до н.э. Несмотря на то, что на протяжении весьма длительного времени - в Индии около двух с половиной тысяч лет, а в Европе около двух веков - ведолагами было создано большое количество ценных в научном отношении исследований, многие вопросы, касающиеся возникновения и датировки Вед, остаются неясными. В литературе о Ведах (старой и новой) приводятся самые разнообразные данные (от V и даже V тысячилетия до середины тысячилетия до н.э.) Однако большинство современных учённых считает, что период ведической литературы охватывает собой около тысячи лет: середина - середина тыс. до н.э. и берёт своё начало в Ведах, являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества. Веды написаны на древнеиндийском языке (ведический санскрит); само слово “веда” буквально означает “знание”, “ведение”.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы :

Самхиты;

Брахманы;

Араньяки;

Упанишады;

Такое деление отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к Самхитам, составленные в более позднее время. Поэтому Самхиты называют собственно Ведами. В широком же смысле слова Веды это все четыре группы, весь комплекс ведической литературы.

Для получения правильного представления о структуре Вед, необходимо учитывать, что каждая отмеченная выше группа ведической литературы не является единым целым. Самхиты это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Брахмана относится к определённой Самхите: Ригведа имеет свои Брахманы, Самаведа свои и т.д. Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам, или к Брахманам: свои Упанишады или Араньяки имеет не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Поскольку, однако, Брахманы имеют своим источником Самхиты, относящиеся к ним Араньяки или Упанишады также примыкают к Самхитам. Следовательно, вся эта структура Вед, в конечном счёте определяется структурой Самхит. Поэтому иногда говорят: ведическая литература состоит из четырёх Вед (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа ), а каждая Веда из четырёх частей (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады).

Самой ранней Ведой по времени её составления и самой большой по объёму (1028 гимнов, более 10500 стихов ) является Ригведа ( “Веда гимнов”; “риг” хвалебный стих, песнь, гимн). Она делится на десять книг или мандал ( букв. “круг”, цикл). Гимны Ригведы складывались в отдельных родоплеменных группах и в ранних редакциях представляли собой, вероятно, плод коллективного творчества. Прошли многие столетия, и составленные в различное время и в различных районах Индии гимны были сведены в особые сборники Самхиты. Представляет интерес тот факт, что Самхита Ригведа является древнейшей книгой из всех, какие только известны человечеству, включая самые ранние из произведений поэтов Древнего Египта или Греции.

Основное содержание древнейшей из самхит мифология. Она представлена здесь с поистине необыкновенной полнотой, не многие народы оставили нам столь подробные сведения о своих ранних верованиях.

Главным принципом ригведийского мировосприятия было обожествление природы как целого, в котором исчезали различия между составляющими его элементами. Большинство божеств пантеона той эпохи, олицетворявших отдельные природные явления и стихии, выступали обычно в антропоморфном (реже зооморфном) виде. Но уже на самой ранней стадии они не были носителями определённых атрибутов, легко приобретали и также легко теряли их. Описания “жителей неба, правящих землёй”, становились всё более расплывчатыми. Обращаясь к божеству с просьбой о благах и милостях, жрец называл его самым могущественным среди небожителей и царём над всеми богами, что не означало впрочем, умаления роли других фигур пантеона. Просто в данный момент этот Бог как бы воплощал в себе качества прочих властителей небесного мира, хотя в следующем гимне ту же функцию могло выполнять и другое божество. Такое своеобразное стремление к преодолению безбрежного политеизма получило название гелотеизма (понятие было введено Максом Мюллером).

Другие Самхиты имеют гораздо меньшее самостоятельное значение, чем Ригведа. Так, вторая Самхита Самаведа (“Веда напевов”) это сборник мелодий, сочинённых преимущественно на стихи Ригведы. Третья Самхита Яджурведа (“Веда жертвоприношений”) также во многом дублирует Ригведу. Четвёртая Самхита - Атхарваведа (“Веда заклинаний”) значительно отличается от других. Её гимны могут служить источником для изучения эволюции философских и религиозных идей на протяжении первого периода ведической литературы. Согласно ведийской традиции первые три самхиты считаются наиболее “авторитетными”, подлинными Ведами. Атхарваведа же, по мнению ряда учёных, была оформлена позднее и возникла в другой социальной среде.

Брахманы (т.е. книги написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Брахманы, как литература комментаторская в философском плане не имеют большой ценности. Тем не менее, поскольку они являются связующим звеном меж...

Другие файлы:

Древняя философия
Метаморфозы во внешнем положении и социальном значении философии. История философии. Классические философские системы. Изучение древнеиндийской филосо...

Основные направления и школы древнеиндийской философии 2

Основные направления и школы древнеиндийской философии

Моральная статистика или статистика преступности
МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКАили СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИМоральная статистика охватывает широкий круг проблем,связанныхс негативными явлениями в обществе.Изучае...

Характеристика основных школ древнеиндийской философии
????????? ???????? ???????? ????? ?? ????? ??????? ? ??????? ??????? ???????????. ?????????????? ? ???? ??????????????? ????????? ??????? ??????? ????...