Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Логическая характеристика понятий "бутылка", "стадо коров", "каблук". Виды и символические записи силлогизмов и умозаключений

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Операции логического обобщения. Примеры атрибутивных суждений, их логическая структура и изображение отношений между ними в виде кругов Эйлера. Неправильные категорические силлогизмы. Условно-категорические, разделительно-категорические умозаключения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

Факультет социальных наук

Контрольная работа

по дисциплине Логика

студента 068С1 группы 2 курса

Павлова Алексея Владимировича

Руководитель

Доцент кафедры Философии

О.Б. Коренная

Задание 1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами трем понятиям

Решение.

а) Бутылка - понятие общее; нерегистриующее; несобирательное; конкретное; положительное; безотносительное.

1) стадо коров

Понятие общее, нерегистрирующее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

б) Каблук - понятие общее; нерегистрирующее; несобирательное; конкретное; положительное; безотносительное.

2) Охотское море

Понятие единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

в) Лошадь - понятие общее; нерегистриующее; несобирательное; конкретное; положительное; безотносительное.

Задание 2. Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий, выбранных вами

Решение.

а) Обобщение: Бутылка - контейнер для хранения жидкости - стеклотара.

Ограничение: Бутылка - бутылка хорошего вина - бутылка «Токая» урожая 1986 года.

б) Обобщение: Каблук - часть обуви - элемент одежды.

Ограничение: Каблук - высокий каблук - «шпилька».

в) Обобщение: Лошадь - домашнее животное - травоядное животное - животное.

Ограничение: Лошадь - лошадь российской породы - Орловский рысак.

Задание 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка

Решение.

а) Ошибка слишком узкого определения понятия:

Чертёж - схематичный рисунок, изображающий проектируемого изделия в определённом масштабе, выполненный при помощи чертёжных инструментов на бумаге.

В данном случае определение понятия «чертёж» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как во-первых, чертёж может быть выполнен не на бумаге, а на дисплее компьютера или планшета, во-вторых чертёж может изображать не только проектируемое изделие, но и вполне изготовленное.

б) Ошибка слишком широкого определения понятия:

Монитор - прибор, предназначенный для передачи изображения.

В данном случае определение понятия «монитор» слишком широкое, так как под это определение попадает несколько понятий: (например, телевизор, осциллограф, дисплей). Следовательно, существенные признаки понятия «монитор» не выделены.

в) Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое:

Судно - механизированное средство передвижения по воде.

В данном случае определение понятия «судно» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как судно может быть немеханизированным (например, лодка без вёсел и паруса), а также судно может быть и подводным и даже воздушным (например, самолёт). С другой стороны определение слишком широкое, так как не только судно является механизированным средством передвижения по воде, а, например, водные лыжи, акваланг, плавательная торпеда.

г) Правило «порочного круга»

Солнечный свет - это свет, приходящий к нам от Солнца.

Здесь мы видим ошибку круга в которой определяемое понятие характеризуется через него же, но лишь выражено иными словами.

д) Определение должно быть четким и ясным.

Барион - это один из адронов, открытый в 1950-х годах.

Данное определение понятия «барион» будет ясно только человеку, знакомому с ядерной физикой, так как не ясным осталось понятие «адрон».

Задание 4. Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка

Решение.

а) Неполное деление понятия:

Биология делится на Ботанику и Зоологию.

В данном случае перечисляются не все виды исходного понятия (пропущена Анатомия человека, Общая Биология и т.д.).

б) Деление должно быть по одному основанию.

Двери бывают деревянными, стальными, стеклянными и межкомнатными.

Здесь мы видим, что деление производится по двум основаниям: материалу двери (деревянная, стальная, стеклянная) и по расположению (межкомнатная).

в) Результаты деления не должны пересекаться

Здесь можно привести предыдущий пример, так как межкомнатная дверь может быть и стеклянной и деревянной и даже в некоторых случаях стальной.

г) Деление должно быть последовательным.

На нашем заводе работают руководящие работники, рабочие, инженеры, конструкторы и сварщики.

Здесь допущена логическая ошибка: так как руководящие работники, рабочие и инженеры - это деление первого порядка, а конструкторы и сварщики - это деление второго порядка понятия инженеры (конструкторы и технологи) и рабочие (сварщики, сборщики, слесаря, токаря и др.)

Задание 5. Приведите примеры атрибутивных суждений А, Е, О, I (по одному на каждый вид),раскройте их логическую структуру, приведите их схемы, отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера; установите распределенность терминов

Решение.

1. А - общеутвердительное суждение. Структура его: «Все S(субъект) есть Р (предикат)».

Пример: Все кошки видят в темноте.

2. I - частноутвердительное суждение. Структура его: «Некоторые S есть P».

Пример: Некоторые люди ходят во сне.

3. Е - общеотрицательное суждение. Его структура: «Все S не есть Р».

Пример: Все слоны не живут в Антарктиде.

4. О - частноотрицательное суждение. Структура его: «Некоторые S не есть Р».

Пример: Некоторые люди не учились в начальной школе.

Задание 6. Приведите примеры сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов

логический силлогизм умозаключение атрибутивный

Решение.

1. Конъюнкция (А В) (A и B)

Пример: Я работаю учителем в школе и учусь заочно в университете.

Простое суждение А: я работаю учителем в школе.

Простое суждение B: учусь заочно в университете.

Логическая связка «и»

2. Нестрогая дизъюнкция (А В) (A или B)

Пример: Каждый день меня можно найти на работе или в университете.

Простое суждение А: Каждый день меня можно найти на работе

Простое суждение B: Каждый день меня можно найти в университете.

Логическая связка «или».

Связь нестрогая, так как и суждение А и суждение В являются одинаково вероятными, и меня можно найти в каждый день в любом из этих мест.

3. Строгая дизъюнкция (А э В) (или А, или В)

Пример: После командировки подруга появится на работе впервые либо в понедельник, либо только в пятницу.

Простое суждение А: Подруга появится на работе впервые в понедельник.

Простое суждение B: Знакомый появится на работе впервые только в пятницу.

Логическая связка «или А, или В».

В данном случае при возникновении условия, соответствующего суждению А - суждение В невозможно, и наоборот.

4. Импликация (А В) (если A, то B)

Пример: Если я не напишу контрольную по логике, то меня отчислят из университета.

Простое суждение А: Я не напишу контрольную по логике.

Простое суждение B: Меня отчислят из университета.

Логическая связка «если А, то В».

Здесь, при соблюдении условия суждения А обязательно последует событие суждения В.

5. Эквиваленция (А В) (A, если и только если B)

Пример: Я мыслю, следовательно, я существую. Cogito, ergo sum. (Декарт)

Простое суждение А: Я мыслю.

Простое суждение B: Я существую.

Логическая связка «если А, то В».

Здесь, при соблюдении условия суждения А обязательно соответствует событие суждения В.

Другие файлы:

Логическая характеристика понятий. Объединенная классификация суждений
Определение как логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Су...

Непосредственные умозаключения
Сущность дедуктивных умозаключений. Виды непосредственных их разновидностей. Основные условия понимания их. Особенности преобразования одного суждения...

Логическая связь предикатов и модальностей
Стандартные связи предикатов и модальных операторов. Логическая характеристика понятий: температура, дерево, мать. Парные примеры: общее-конкретное, к...

Правила построения силлогизмов
Определение параметров, по которым данные силлогизмы, являются правильными по строению и истинными по содержанию. Характеристика правил построения фиг...

Умозаключение как форма мышления
Особенности логики как науки о мышлении. Общая характеристика основных форм мышления. Понятие и виды умозаключения. Основные черты дедуктивных умозакл...