Логическая характеристика понятий "бутылка", "стадо коров", "каблук". Виды и символические записи силлогизмов и умозаключений
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)
Факультет социальных наук
Контрольная работа
по дисциплине Логика
студента 068С1 группы 2 курса
Павлова Алексея Владимировича
Руководитель
Доцент кафедры Философии
О.Б. Коренная
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами трем понятиям
Решение.
а) Бутылка - понятие общее; нерегистриующее; несобирательное; конкретное; положительное; безотносительное.
1) стадо коров
Понятие общее, нерегистрирующее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
б) Каблук - понятие общее; нерегистрирующее; несобирательное; конкретное; положительное; безотносительное.
2) Охотское море
Понятие единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
в) Лошадь - понятие общее; нерегистриующее; несобирательное; конкретное; положительное; безотносительное.
Задание 2. Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий, выбранных вами
Решение.
а) Обобщение: Бутылка - контейнер для хранения жидкости - стеклотара.
Ограничение: Бутылка - бутылка хорошего вина - бутылка «Токая» урожая 1986 года.
б) Обобщение: Каблук - часть обуви - элемент одежды.
Ограничение: Каблук - высокий каблук - «шпилька».
в) Обобщение: Лошадь - домашнее животное - травоядное животное - животное.
Ограничение: Лошадь - лошадь российской породы - Орловский рысак.
Задание 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка
Решение.
а) Ошибка слишком узкого определения понятия:
Чертёж - схематичный рисунок, изображающий проектируемого изделия в определённом масштабе, выполненный при помощи чертёжных инструментов на бумаге.
В данном случае определение понятия «чертёж» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как во-первых, чертёж может быть выполнен не на бумаге, а на дисплее компьютера или планшета, во-вторых чертёж может изображать не только проектируемое изделие, но и вполне изготовленное.
б) Ошибка слишком широкого определения понятия:
Монитор - прибор, предназначенный для передачи изображения.
В данном случае определение понятия «монитор» слишком широкое, так как под это определение попадает несколько понятий: (например, телевизор, осциллограф, дисплей). Следовательно, существенные признаки понятия «монитор» не выделены.
в) Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое:
Судно - механизированное средство передвижения по воде.
В данном случае определение понятия «судно» слишком узкое, и соответственно не полно раскрывает суть понятия, так как судно может быть немеханизированным (например, лодка без вёсел и паруса), а также судно может быть и подводным и даже воздушным (например, самолёт). С другой стороны определение слишком широкое, так как не только судно является механизированным средством передвижения по воде, а, например, водные лыжи, акваланг, плавательная торпеда.
г) Правило «порочного круга»
Солнечный свет - это свет, приходящий к нам от Солнца.
Здесь мы видим ошибку круга в которой определяемое понятие характеризуется через него же, но лишь выражено иными словами.
д) Определение должно быть четким и ясным.
Барион - это один из адронов, открытый в 1950-х годах.
Данное определение понятия «барион» будет ясно только человеку, знакомому с ядерной физикой, так как не ясным осталось понятие «адрон».
Задание 4. Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка
Решение.
а) Неполное деление понятия:
Биология делится на Ботанику и Зоологию.
В данном случае перечисляются не все виды исходного понятия (пропущена Анатомия человека, Общая Биология и т.д.).
б) Деление должно быть по одному основанию.
Двери бывают деревянными, стальными, стеклянными и межкомнатными.
Здесь мы видим, что деление производится по двум основаниям: материалу двери (деревянная, стальная, стеклянная) и по расположению (межкомнатная).
в) Результаты деления не должны пересекаться
Здесь можно привести предыдущий пример, так как межкомнатная дверь может быть и стеклянной и деревянной и даже в некоторых случаях стальной.
г) Деление должно быть последовательным.
На нашем заводе работают руководящие работники, рабочие, инженеры, конструкторы и сварщики.
Здесь допущена логическая ошибка: так как руководящие работники, рабочие и инженеры - это деление первого порядка, а конструкторы и сварщики - это деление второго порядка понятия инженеры (конструкторы и технологи) и рабочие (сварщики, сборщики, слесаря, токаря и др.)
Задание 5. Приведите примеры атрибутивных суждений А, Е, О, I (по одному на каждый вид),раскройте их логическую структуру, приведите их схемы, отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера; установите распределенность терминов
Решение.
1. А - общеутвердительное суждение. Структура его: «Все S(субъект) есть Р (предикат)».
Пример: Все кошки видят в темноте.
2. I - частноутвердительное суждение. Структура его: «Некоторые S есть P».
Пример: Некоторые люди ходят во сне.
3. Е - общеотрицательное суждение. Его структура: «Все S не есть Р».
Пример: Все слоны не живут в Антарктиде.
4. О - частноотрицательное суждение. Структура его: «Некоторые S не есть Р».
Пример: Некоторые люди не учились в начальной школе.
Задание 6. Приведите примеры сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов
логический силлогизм умозаключение атрибутивный
Решение.
1. Конъюнкция (А В) (A и B)
Пример: Я работаю учителем в школе и учусь заочно в университете.
Простое суждение А: я работаю учителем в школе.
Простое суждение B: учусь заочно в университете.
Логическая связка «и»
2. Нестрогая дизъюнкция (А В) (A или B)
Пример: Каждый день меня можно найти на работе или в университете.
Простое суждение А: Каждый день меня можно найти на работе
Простое суждение B: Каждый день меня можно найти в университете.
Логическая связка «или».
Связь нестрогая, так как и суждение А и суждение В являются одинаково вероятными, и меня можно найти в каждый день в любом из этих мест.
3. Строгая дизъюнкция (А э В) (или А, или В)
Пример: После командировки подруга появится на работе впервые либо в понедельник, либо только в пятницу.
Простое суждение А: Подруга появится на работе впервые в понедельник.
Простое суждение B: Знакомый появится на работе впервые только в пятницу.
Логическая связка «или А, или В».
В данном случае при возникновении условия, соответствующего суждению А - суждение В невозможно, и наоборот.
4. Импликация (А В) (если A, то B)
Пример: Если я не напишу контрольную по логике, то меня отчислят из университета.
Простое суждение А: Я не напишу контрольную по логике.
Простое суждение B: Меня отчислят из университета.
Логическая связка «если А, то В».
Здесь, при соблюдении условия суждения А обязательно последует событие суждения В.
5. Эквиваленция (А В) (A, если и только если B)
Пример: Я мыслю, следовательно, я существую. Cogito, ergo sum. (Декарт)
Простое суждение А: Я мыслю.
Простое суждение B: Я существую.
Логическая связка «если А, то В».
Здесь, при соблюдении условия суждения А обязательно соответствует событие суждения В.
Логическая характеристика понятий. Объединенная классификация суждений
Определение как логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Су...
Непосредственные умозаключения
Сущность дедуктивных умозаключений. Виды непосредственных их разновидностей. Основные условия понимания их. Особенности преобразования одного суждения...
Логическая связь предикатов и модальностей
Стандартные связи предикатов и модальных операторов. Логическая характеристика понятий: температура, дерево, мать. Парные примеры: общее-конкретное, к...
Правила построения силлогизмов
Определение параметров, по которым данные силлогизмы, являются правильными по строению и истинными по содержанию. Характеристика правил построения фиг...
Умозаключение как форма мышления
Особенности логики как науки о мышлении. Общая характеристика основных форм мышления. Понятие и виды умозаключения. Основные черты дедуктивных умозакл...