Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Ксенофобия в молодежной среде Оренбургской области

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Конструктивистская интерпретация феномена ксенофобии. Выявление связи ксенофобии с иными социальными явлениями. Определение средств и способов формирования толерантности. Эмпирическое исследование ксенофобических установок молодежи Оренбургской области.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические основания анализа ксенофобии

Раздел II. Эмпирическое исследование ксенофобических установок в молодежной среде Оренбургской области

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Введение

Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем социальной политики России остается регуляция межэтнических и межрелигиозных отношений. Россия не является моноэтническим государством, а значит, всегда остается потенциал для этнорелигиозных конфликтов, детерминированных на уровне массового сознания ксенофобией. Ксенофобия может проявляться как в повседневном взаимодействии людей, не приводя к открытым конфликтам, так и в виде социально-психологической основы радикального национализма, ориентированного на практическое воплощение своих агрессивных установок.

Таким образом, ксенофобия является дестабилизирующим для системы социальных отношений фактором, ослабляющим, прежде всего, социальное доверие -- уровень предполагаемой предсказуемости поведения. Соответственно, распространение ксенофобических настроений среди населения препятствует конструктивному развитию страны в политической и экономической сферах. Нерешенность проблемы конфликтогенности межэтнических и межрелигиозных отношений требует пристального исследования её основы -- этнорелигиозной ксенофобии.

Молодежь характеризуется прежде всего активной включенностью в процессы социализации, поэтому является наиболее уязвимой для усвоения ксенофобических установок группой. Кроме того, молодежь традиционно проявляет наибольшую социальную активность, следовательно, способна реализовать усвоенные ксенофобические установки в виде прямого физического или косвенного психологической насилия в межэтнических, межнациональных, межрелигиозных отношениях. В условиях глобализации ксенофобия, особенно среди молодежи, является опасным дестабилизирующим социальным феноменом. Поэтому перед социологией сегодня стоит актуальная задача не только регулярного мониторинга молодежи как социальной группы на предмет наличия ксенофобии и связанной с этим социальной напряженности, но и поиска новых теоретических и практических инструментов решения этой проблемы.

Степень научной разработанности темы. Существенный вклад в понимание ксенофобии внесли Эрнест Геллнер Геллнер, Э. Нации и национализм: Пер. с англ. / Ред. и послесл. И. И. Крупника. -- М.: Прогресс, 1991. -- 320 с., Бенедикт Андерсон Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. -- М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. -- 288 с., Тишков Валерий Александрович Тишков, В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. -- М.: Наука, 2003. -- 543 с. благодаря разработке конструктивисткой теории этноса и нации, существование которых является необходимым условием возникновения ксенофобии. Важной для понимания ксенофобии является концепция Мукомеля Владимира Изявича, рассматривающего обозначенный феномен как фактор солидарности, опирающийся на общее недоверие в обществе Мукомель, В. И. Ксенофобия как основа солидарности // Вестник общественного мнения. -- 2013. -- № 3-4 (116). -- С. 63-69.. Истоки конструктивизма в понимании этнонациональных феноменов можно проследить в фундаментальной диалектической теории социального познания (так называемом социальном конструкционизме) Питера Бергера и Томаса Лукмана Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -- М.: «Медиум», 1995. -- 323 с.. Однако в целом российский социологический дискурс характеризуется преобладанием эмпирических исследований ксенофобии без детальной теоретической интерпретации получаемых данных. Данная работа является попыткой восполнения пробела в региональных исследованиях ксенофобии в молодежной среде.

Объектом нашего исследования является ксенофобия в молодежной среде. Исходя из выбора объекта исследования, определен предмет -- распространенность и факторы, влияющие на появление и развитие ксенофобических установок среди молодежи.

Целью данной работы является исследование феномена ксенофобии среди молодежи.

Задачи:

дать конструктивистскую интерпретацию феномену ксенофобии;

выявить связи ксенофобии с иными социальными явлениями;

определить средства и способы формирования толерантности.

Теоретико-методологическая часть. Исследование выполнено в традиции социального конструкционизма, основы которого заложены Питером Бергером и Томасом Лукманом Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -- М.: «Медиум», 1995. -- 323 с., и социального конструктивизма, разработанного Эрнестом Геллнером Геллнер, Э. Нации и национализм: Пер. с англ. / Ред. и послесл. И. И. Крупника. -- М.: Прогресс, 1991. -- 320 с. и Бенедиктом Андерсоном Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. -- М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. -- 288 с.. Частично конструктивизм опирается на постулаты символического интеракционизма, идеи которого также дополняют теоретико-методологическую основу данного исследования Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Сост. и переводчик В. Г. Николаев; Отв. ред. Д. В. Ефременко. -- М.: РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии, 2009. -- 290 с.. Выбор такой теоретической перспективы обусловлен тупиковостью иных теоретических подходов -- примордиализма и инструментализма.

Примордиализм рассматривает этнос как биологический феномен Тишков, В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. -- М.: Наука, 2003. -- С. 100-103. , исключая возможность собственно социологического анализа. Инструментализм неэвристичен, так как, с одной стороны, связан с идеологией этнонационализма (как и примордиализм), с другой, способен объяснить лишь отдельные проявления этнических феноменов (солидарность, мобилизация, порождаемые околоэтнической риторикой элит) Там же -- С. 104-105. , и, следовательно, единственным решением проблемы распространения ксенофобии в его рамках была бы отсылка к непродуманной политике элит, что опять же блокирует возможность социологического анализа. Имея в виду принцип методологической самодостаточности, нам следует отказаться либо от претензий социологии на научность, либо, что мы и сделали, -- от теоретических подходов примордиализма и инструментализма.

Эмпирической базой данного исследования является результаты авторского социологического исследования, представляющие собой первичные социологические данные.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из двух разделов, списка использованных источников и одного приложения.

Раздел I. Теоретико-методологические основания анализа ксенофобии

Прежде чем говорить об этнической ксенофобии, следует проанализировать такие тесно связанные с ней феномены, как этнос, нация, этническая общность, их различия, сущность и возможные закономерности.

Существует семантическая проблема, несколько затрудняющая возможность представить непротиворечивые дефиниции, связанная с концептуальной путаницей относительно соотношения понятий нации и этноса. Говоря о национальности, респондент может отождествлять понятия национальности и этнической идентичности. Более того, нет определенности и в социологическом дискурсе. Поэтому, не претендуя на окончательное обозначение акцентов в академических дискуссиях, обозначим особенности конструктивистского понимания этих феноменов.

Согласно концепции Бенедикта Андерсона, нация -- «это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное» Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. -- М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. -- С. 30.. А государство, согласно Карлу Шмитту, есть политический статус народа, тогда как понятие политического связано с фундаментальным различением друга и врага Шмитт, К. Понятие политического // Вопросы социологии. -- 1992. -- № 1. -- С. 37-67.. Следовательно, национальность (субъективная идентификация с государством и обществом в его рамках) может включать в себя множество этносов, мысленно объединенных вместе по основанию принадлежности к государству. То есть россиянином может быть не только русский, но и татарин, хотя они представляют разные этносы в социокультурном плане; в то же время «русский» и «татарин» могут мыслиться как политические идентичности, в таком случае следует говорить о национальности (индентичности на основе принадлежности к нации). Ключевым моментом в определении национальности является субъективность определения «своих» и «чужих», а также неизбежная связь нации и государства, -- в этом концепции Шмитта и Андерсона взаимодополняют друг друга. Нация, как политическая общность в рамках государства, преодолевает этнокультурные различия (далее поясняется, как именно) и характеризуется осознанием единства на основе единого государства. Этнос же мы будем понимать здесь как социокультурную общность, возникающую на основе единства истории, территории, языка, культуры и самосознания. Ещё одним характерным признаком этноса могла бы стать религия, но такое понимание соответствует только традиционным (доиндустриальным) обществам....

Другие файлы:

Теоретические основы деятельности Департамента молодежной политики Оренбургской области
Уровень развития патриотического воспитания в Оренбургской области. Государственное регулирование выполнения региональной целевой программы в этой сфе...

Загрязнения почв Оренбургской области
Факторы, влияющие на формирование почвенного покрова Оренбургской области. Государственный мониторинг и анализ качественного состояния земель в регион...

Молодежная политика в г. Красноярске
Необходимость выделения молодежной политики в самостоятельный объект исследования. Характеристика ситуации в молодежной среде в современных условиях....

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде
Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н.П.Фетискин; Отв. за выпуск В.В.Чекмарев.– Кос...

Организационная структура Министерства молодежной политики, спорта и туризма. Экологический туризм
Рассмотрение показателей деятельности Министерства молодежной политики, спорта и туризма в сфере экологического туризма. Развитие данного направления...