Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Концепции классического марксизма

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Основные положения классического марксизма, критика предшествующих идеалистических учений. Концепции марксизма: исторические формации, классовая борьба, прибавочная стоимость, концепция коммунизма. Тоталитарные механизмы марксистской идеологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа по курсу - Философия

Концепции классического марксизма

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Основные положения марксизма
  • 1.1 Критика предшествующих идеалистических учений
  • 1.2 Исторические формации
  • 1.3 Классовая борьба
  • 1.4 Прибавочная стоимость
  • 1.5 Класс пролетариата
  • 1.6 Социализм
  • 1.7 Концепция коммунизма
  • Глава 2. Механизмы тоталитаризма
  • Глава 3. Тоталитарные механизмы марксистской идеалогии
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Марксизм как таковой представляет собой феномен, являющийся теоретическим концептом, но вместе с тем ставший целью для практической реализации на уровне государства. Одним из часто звучащих тезисов действующих коммунистических партий касательно идеологии Советского Союза является суждение, согласно которому теория марксизма сама по себе не предполагает тоталитаризма, однако реализация не соответствовала теоретической модели. В данной работе хотелось бы обратиться к общей теоретической концепции классического марксизма с целью выявления основных механизмов тоталитаризма в самом дискурсе.

Актуальность данного исследования видится неоспоримой ввиду того, что тоталитарные механизмы проявляют себя в различных политических учениях на данный момент и выявление их способствует своеобразному освобождению.

Целью данного исследования является выявление основных тоталитарных механизмов теоретической концепции классического марксизма.

Указанная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач исследования:

1. Рассмотреть и проанализировать основные положения классического марксизма;

2. Обозначить основные механизмы тоталитаризма на основании рассмотрения концептов теоретиков 20 века;

3. Выявить тоталитарные механизмы марксизма.

Гипотеза данной работы заключается в том, что концепция классического марксизма в самой теоретической модели заключает тоталитарные аспекты, которые были в последствие реализованы.

Предметом данного исследования выступают тоталитарные механизмы, а так же основания марксизма. Объектом являются факты, условия, проблемы и тенденции рассматриваемых аспектов и процессов, а так же тексты, в результате изучения которых происходит теоретическое осмысление проблематики исследования.

Методологической основой исследования выступают концепции анти утопистов 20-го века - Ханны Арендт, Карла Мангейма, Хардта и Негри и иных. Так же будут использованы марксистские концепты Маркса и Ленина в первой главе работы для экспликации основных положений марксизма.

В исследовании в методологическом плане будут использованы общенаучные методы (синтез, анализ, абстрагирования, методы индукции и дедукции), а так же нарративный подход, предполагающий рассмотрение феномена с различных точек зрения, без попытки приведения данных позиций к единому концепту. Так же будет использован метод case-analyze, предполагающий сопоставление теоретической модели с практической реализацией. Элементы данного метода будут использованы при сопоставлении концепции марксизма и ее реализации в Советском союзе.

Новизна исследования состоит в том, что при рассмотрении модели марксизма была использована не классическая схема интерпретации, но попытка выявить скрытые аспекты марксистской парадигмы.

Структура работы состоит из введения, трех основных глав и заключения. В первой главе будут рассмотрены основные положения марксизма, что будет осуществлено посредством текстуального анализа тексов Маркса: «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии» и иных. В качестве интерпретаторов будут использованы тексты Реале Антисери, Гайденко и иных.

Во второй главе будут рассматриваться концепции теоретиков тоталитаризма. В частности основными видятся тексты Ханны Арендт, Карла Мангейма, Хардта и Негри, Валерстайн и иных. В третьей главе на основании результатов. Полученных в первой и второй главах, будет осуществлено выявление тоталитарных механизмов в концепции марксизма.

Глава 1. Основные положения марксизма

Данная глава представляет собой рассмотрение основных положений марксизма, как теоретического учения. Для наиболее продуктивного исследования рассматриваемой тематики, видится необходимым обратиться к текстам Маркса и их ключевым интерпретаторам. Так же хотелось бы обозначить, что в исследовании мной будут взяты некоторые общие характеристики и положения марксизма. В частности будут рассмотрены только те аспекты, которые, на мой взгляд, наиболее детально способны репрезентировать идеологическую сторону марксизма. Экономическая же составляющая для данного исследования будет взята лишь постольку, поскольку является связанной с идеологией.

1.1 Критика предшествующих идеалистических учений

Как и многие иные учения, марксизм обретает себя и обрисовывает границы посредством критики иных, предшествующих традиций. В частности это проявлялось в крике производства, фетишизации, рабского положения рабочих. На мой взгляд, Маркса можно назвать первым социальным критиком, поскольку он поставил дело социальной критики «на поток». В критике Немецкой идеологии Маркс критикует иллюзорное в обществе, высказывая свое недовольство доминирующими идеями, которые регламентируют социальную жизнь. В манифесте коммунистической партии критика существующих устоев призывает пролетариев всех стран объединяться с целью свержения существующего порядка вещей и воздвижения коммунизма. В Капитале Маркс критикует капиталистическое устройство социума. Он критикует Гегеля за излишнее обращение к иллюзорным кажимостям, которые не имеют ничего общего с истинным положением вещей, которые подтвердить способна только действительность.

В последствие Ленин в тексте «Три источника и три составные части марксизма» [7, c.21] укажет на явное и абсолютное различие между Гегелем и Марксом, которое состоит в первую очередь в том, что Маркс не обращался к идеальным истинным концептам, но пытался вернуть философию с небес на землю: «Например, когда Гегель говорит о «господстве мыслей в истории», то в этом можно установить косвенный способ утверждения другого предметного смысла гегелевского сознания - разорванности связи духа и действительности, восприятия независимой от сознания реальности как враждебной сознанию и ускользающей от ее рационального контроля. Вот эти, второго рода, предметности сознания Маркс и считал происходящими из общественных структур и реальной деятельности, рождающимися в них в виде их «непосредственного языка сознания». [7, c.68] Материалистичность учения Маркса отличается от гегельянской традиции, на мой взгляд, точкой отсчета первоначальных рассуждений. В случае идеалистической концепции Гегеля таковой точкой выступает Абсолютный дух (по сути, идеалистический концепт, воплощающий Мировой Дух), в случае марксизма данной точкой и основой является экономический базис, для которого идеология и политика есть надстройка. Ленин пишет: «Признав, что экономический строи является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркc, всего более внимания уделил учению этого экономического строя».[7, c.8] Так же, критикуя идеалистичность Гегеля, Маркс обозначил, что сознание не способно определять бытие, но социальное и экономическое бытие субъекта определяет его сознание: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». [11]

1.2 Исторические формации

Важным элементом является схема исторического развития, которая базируется на линейности истории, а так же ее развитии посредством смены экономических формаций. Согласно концепции Маркса исторические изменения обусловлены сменой способов производства и обмена: «Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа. Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена». [10, c.7] Увеличение темпов производства, а так же смена способов производства способствуют экономическим изменениям в государстве, которые далее приводят к идеологическим трансформациям, однако степень угнетения при этом становиться только более обширной.

В данном случае возникает вопрос о том, в связи, с чем Маркс обращается к историческому развитию всякий раз, когда рассуждает о современном развитии экономики и государства. Как видится, это обусловлено желанием исторически обосновать необходимость революции. Гусейнов пишет: «Марксизм -- это чисто историцистская теория, которая стремится предсказывать будущий ход экономического и политического развития и, в особенности, ход развития революций». Так же интересной видится реплика Ленина на этот счет: «Капитализм победил во всем мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом». [7, c.16] Данное высказывание подчеркивает не только «победу труда над капиталом», но и необходимость данной победы, ее абсолютную детерминированность историческим развитием.

1.3 Классовая борьба

В тексте «Манифест коммунистической партии» [10] Маркс обозначает ряд положений марксизма, которые...

Другие файлы:

Марксизм и его развитие в России
Предпосылки распространения марксизма в России. Критика народничества, проблемы русской общественной жизни с точки зрения марксизма. Значение Октябрьс...

Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма
Автор критически излагает философские концепции экзистенциализма и структурализма, определяет их место в современной культуре, выясняет отношение к ни...

Марксмодернизм или свободные рассуждения о влиянии марксизма на концепции модернизации
Этнонациональная проблематика в марксизме. Пролетарская революция как стимул к постепенному сближению и слиянию наций. Экономическая отсталость незапа...

Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма
Книга П. Андерсона призывает читателя к глубокому переосмыслению классического марксистского наследия, раскрывает и объясняет его теоретические слабос...

Стандартизация как социальный процесс в системе трансформаций классического университетского образования
Феномен стандартизации в социокультурных практиках современного классического университета. Прикладное социологическое исследование: "Отношение к фено...