Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Конрад Лоренц о смертных грехах человечества

Тип: анализ книги
Категория: Философия
Скачать
Купить
Проблемы в человеческом развитии, отклонения от нормы на всём ходу антропосоциогенеза с точки зрения автора. Проблема перенаселения и нерационального расходования человеком природных ресурсов. Вопрос генетического вырождения и разрыва с традициями.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Итак, Конрад Лоренц о смертных грехах человечества. Выбор этой темы достаточно очевиден и понятен, исходя из смысла написанного. Эту работу отличает злободневность и актуальность, и на основе этого я постараюсь выразить своё мнение по поднятым вопросам.

Работа начинается с оптимистического предисловия от автора. Здесь мы узнаем о её предназначении и цели. Лоренц сообщает следующее: «…Это, по существу, иеремиада, призыв к раскаянию и исправлению, обращенный ко всему человечеству, призыв, какого можно было бы ожидать не от естествоиспытателя, а от сурового проповедника, подобного знаменитому венскому августинцу Аврааму из Санта-Клары. Мы живем, однако, в такое время, когда некоторые опасности яснее всего видит естествоиспытатель. Поэтому проповедь становится его долгом.» Призыв задуматься, призыв обратиться внутрь себя, призыв начать мыслить. Лоренц берёт на себя, таким образом, роль духовного просветителя, стремления которого устремлены на то, чтобы заставить отбившуюся от рук людскую массу посредством слова и многочисленных доказательств обратиться на путь истины и предотвратить самую страшную для человека катастрофу: гибель рода человеческого. Это самое оптимистическое предисловие, как затишье перед грозой, готовит нас к серьёзному диалогу, в первую очередь с самим собой. Остановлюсь подробнее на каждой из глав, т.к. каждая из них - уникальнейший по содержанию рассказ о человеке, точнее о том, что не способствует людям быть людьми.

Первая глава называется «Структурные свойства и функции живых существ». Здесь мы замечаем подход к проблеме как бы издали. Автор знакомит нас с наиболее общими понятиями, плавно переходя к сути. В процессе прочтения первой ключевой мыслью становятся понятия естественного отбора и приспособления. Естественный отбор - это то, что обусловило форму человека, как физиологическую, так и психическую. Однако, это самое «психическое» автор признает патологическим у современного человека. Как бы рассматривая самое фундаментальное: способность живых существ жить и выживать, он находит червоточину в самом каркасе человеческого сооружения. Этим самым злокачественным образование является то, о чём подробно написано в последующих главах. Но суть, насколько я поняла, имеет следующую картину: рассматривая человеческое существо, Лоренц усматривает проблемы в человеческом развитии, отклонения от нормы на всём ходу антропосоциогенеза. Это говорит о том, что сама сущность человека, его разумный потенциал, ввиду определённых социально-экономических причин, направила бедное существо по кривой дорожке. Наш разум нас запутал, сыграл злую шутку, которая вполне может обернуться глобальными неприятностями всей планете. По содержанию, я поняла, что это ещё одно введение, которое уже знакомит нас с основной проблемой, и из него становится ясно, что дальнейшее чтение познакомит нас с образом человека, не одного, не группы, а человека в смысле цивилизации, поэтапно отображая самые негативные стороны этого самого homo.

На примере с практикой лечения базедовой болезни, К.Лоренц стремится доказать, что человеческие системы - бесконечно сложны, что попытка колебания из крайности в крайность - чрезвычайно опасны и губительны для этих систем. Таким образом, появляется идея умеренности, при попытках анализирования человеческого существа. Т.е. мы встречаем развернутый рассказ о природе гормонов, стимулов и рефлексов, отвечающих за патологическое поведение, не способствующее не сохранению рода человеческого, но разрушающее его, чему нет аналогов в живом мире. Первая глава - это всецело постановка вопросов к человеку, которого уже после прочтения даже этой первой части начинаешь считать каким-то беспредельно ограниченным и испорченным созданием. Но продолжим более детальное рассмотрение.

Вторая глава - «Перенаселение». Что такое перенаселение и чем оно грозит человечеству, все мы знаем немало. «…В первую очередь надо обсудить безграничное возрастание числа людей, хотя бы потому, что очень многие явления, рассматриваемые в дальнейшем, вытекают из него». Вообще, полагаю, первые ассоциации со словом «перенаселение» - это скученность, болезни, голод и прочие СОЦИАЛЬНЫЕ неудобства. Лоренц же зашёл гораздо дальше в своём очерке человеческих ошибок. Мы погибнем гораздо раньше от того, что из-за нашей нагромождённости мы забываем о простых человеческих чувствах радости и спокойного миросозерцания. Мы не способны становимся любить ближнего, и это происходит от того, что огромное количество образов ежедневно размывают общую картину верного восприятия действительности. Мы ненавидим толпу или же мы к ней нервно безразличны, безучастны, однако такое же чувство испытывают и к нам, что приводит к озлоблению и проявлению агрессии, нередко наблюдаемые в местах большого скопления людей. Это всё свидетельствует о бесчеловечности человека. Звучит как тевтология, не правда ли, так может, мы и впрямь уже не люди вовсе, а раковая опухоль на лице планеты, клетки, совершенно позабывшие свое предназначение и смысл? Да и мало того, взбесившиеся настолько, что из-за нас появились самые настоящие метастазы по здоровому организму природы. Радикально меняя её внешний облик и не учитывая всей сложности биосистем, например. Природа, как нечто составное из всех созданных её систем, несмотря на её фундаменальность и крайнюю разумность, может быть повреждена не менее тяжко чем этакий комплекс «человек». Да и что говорить, разве человек и человечество не является одной из составных природных систем? И точно так же сильное отклонение к одному из полюсов крайностей или слишком сильные бездумные удары легко выбивают природную гармонию из равновесия (как это доказал Лоренц на примере болезней щитовидной железы). Именно об этом и есть следующая глава, которая называется «Опустошение жизненного пространства».

Речь заходит о том, насколько нерационально человек расходует природные ресурсы. Приводится сравнение с миром дикой природы, где эти самые ресурсы употребляются в той мере, в которой это необходимо определенному виду, а этому виду требуется столько, что остаток достаточно велик, чтобы восполнить уменьшение в полном объёме. Однако, умный человек, видимо, не знает того, что «знают» животные и травы. И почему же не знает? Да дело в том, что ни один естественный процесс не нанесёт большего урона, чем не обдуманное решение человека изменить что-либо. В природе это равновесие достигается путем действия механизмов естественного отбора, где выживает сильнейший и более приспособленный к конкретным условиям окружающей среды. Однако известны случай, вроде завоза кроликов в Австралию - результат деятельности человека, вследствие чего баланс был нарушен, притом в сторону опустошения земельных угодий. А если сравнить то, как может разорить землю кролик, даже много кроликов и алчный ненасытный человек собственнолично? Хищническая эксплуатация напрямую связана с перенаселением и коммерческой выгодой. Для того, чтобы человеческому стаду было где жить, вместо захватывающих дух пейзажей вырастают уродливые человеческие стойла не достойные даже названия домов, как говорит сам Лоренц. И это при всём том, что мы считаем содержание кур в подобных условиях неприемлемым и постыдным. Выходит, кур нам жалко, а то что мы находимся в подобных условиях, то всё в порядке? Весьма странный ход мысли, не так ли? Современные дома, построенные человеком и для человека устроены так, что мы не только сами себя загоняем в непристойные места проживания, но которые лишают нас человеческих качеств, которые естественно свойственны человеку. «Картонные коробки» не дают нам из-за перегородок и стен открыться другому человеку. Теряется доверие, человеколюбие и способность бескорыстного участия в жизни собратьев. Нас делают субьективистами, не способными радоваться жизни и осуществлять подобающую человеческому существу деятельность, являющуюся нашим предназначением. Хотя бы уже уродливые построения наших жилищ помимо духовного очерствения делают человека нечувствительным к уродству т.е. заставляют забывать об истинных ценностях и обращать свой взор в сторону поистине ужасного, которое мы воспринимаем как эталон, что не является правильным. И опять же проблема складывалась не за год и не за два. Всё это - результат экономического развития, потребовавшего в дань своей капризной моде «положить на алтарь» святая святых. Человек портился и душа его грубела много веков подряд, и каждый раз, когда вроде бы найден был выход, он оказывался не правильным, а только подталкивающим к началу конца. Конца ли в смысле заката эпохи человечества или же духовного конца цивилизации? Вероятно, и того и другого. Кто же мог подумать, что все наши технические достижения приведут к таким последствиям? Эволюция человеческой мысли, которая так бережно хранится, завела нас в тупик, из которого нет обратного пути. Вероятно, это свидетельствует о диаметрально неверном выборе пути развития цивилизации. Ведь то, что у нас есть на данном этапе - это ни что иное, как бессмысленный бег наперегонки с самим собой.

Именно так и называется 4 глава. В ней ведётся разговор о том, как глупо себя ведёт человек. Вместо того, чтобы наслаждаться истинными ценностями, человека одолевает постоянный страх. Это страх по многим причинам, но самые страшные из них, толкающие человечество к вырождению - это страх отстать от проблемного общества, стать не таким как все. Можно начать с того, что все мы уникальные и в природе нет двух одинаковых людей, так отсюда-то и замечание: а зачем тогда нам на кого-то равняться? И ещё страх порождает жадность, зависть, алчность, обособленность, недоверие, ненависть и многие другие демоны современной цивилизации. Разве обладатель подобных качеств истинно человек по призванию? Да это выходит робот с заранее установленной программой развития. От такого человека-робота не представляется возможным ожидать чего-то великого и значимого, так всё его...

Другие файлы:

Конрад Лоренц
ЛОРЕНЦ, КОНРАД ЗАХАРИАС (Lorenz, Konrad Zacharias) (1903–1989), австрийский натуралист, зоопсихолог и этолог, удостоенный в 1973 Нобелевской премии по...

Правда Виктора Суворова. Переписывая историю Второй Мировой
Описание:На сегодняшний день Виктор Суворов - не только самый популярный, но и самый "проклятый" историк Второй Мировой войны. Его дружно поносят и "п...

Карты, деньги, две стрелы
Что делать, если тебя проиграли в карты? И не кто-нибудь, а любимый супруг! Очень интересный вопрос. А вот другой: что делать, если вас обвиняют во вс...

Конрад Лоренц и его учение
Человек человеку всегда был интересен как объект изучения. Особенно – его поведение. Уже Гиппократ предложил систему классификации характеров, ту саму...

Кровь и крест
Италия, XIII век. Разгул инквизиции, на площадях пылают очистительные костры. Молодой и честолюбивый человек по имени Конрад случайно знакомится с изв...