Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Исторические типы общества

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Главные теории разделения общества на типы. Теория общественно-экономических формаций. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Теория цивилизаций советского философа и социолога М.Н. Руткевича. Экономические отношения в обществе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по «Философии»

на тему: «Исторические типы общества»

Санкт-Петербург 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Различные типы общества и человеческих объединений формируются на протяжении всего времени существования человека на земле. Многими философами и историками были описаны критерии их формирования, особенность мышления и восприятие мира, причины возникновения нового типа общества. Карл Маркс, например, выделял общество как «исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий» В.И. Добреньков, А.И. Кравченко «История зарубежной социологии. Формационная теория К.Маркса». Современная философия дает более подробное и доступное понятие типологии общества и особенности его структуры и устройства.

Прежде чем начать рассматривать исторические типы общества, следует сначала обратиться к самому понятию «общество». Часто понятие «общество» подменяется понятием «общность», хотя эти два термина имеют различные значения. Дадим определение каждому из них:

Общность - определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки: социальная группа, профессия, религиозная принадлежность. Например, народ или семья. А.Азрилиян «Большой экономический словарь».

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. А.Азрилиян «Большой экономический словарь».

Можно сделать вывод, что понятие «общество» является более широким, оно включает в себя все человечество, а «общность» объединение людей на основе того, что их отличает от общества.

Прежде чем перейти к рассмотрению исторических типов общества, необходимо определить, что подразумевается под определением «тип».

Тип - это совершенная рациональная модель, которая включает в себя значительные признаки группы объектов, подвергающихся исследованию. А.Азрилиян «Большой экономический словарь». Выделение основных типов общества необходимо для того, чтобы постичь его сущность.

Главными теориями разделения общества на типы являются теория общественно-экономических формаций и теория цивилизаций, которые будут рассмотрены в следующих главах. Основное внимание при этом будет уделено теории цивилизаций, как теории основанной на историческом делении общества на типы.

1 Теория общественно-экономических формаций

Теорию общественно-экономических формаций, как теорию общественного развития, разработал немецкий философ Карл Маркс в ХХ веке. Он выделил экономические отношения в обществе как первичные и определяющие. Маркс свел все социальные системы к нескольким типам и назвал их общественно-экономическими формациями. Каждая формация подразумевается под собой общество на конкретной ступени развития в истории, а вся общественная история представлена закономерным процессом развития и смены формаций.

2. Теория цивилизаций

Теория цивилизаций введена советским философом и социологом М.Н. Руткевичем в своем труде «Общество как система. Социологические очерки». Он описывает три исторических типа общества: «История после выхода из первобытного состояния рассматривается как последовательная смена трех эпох: доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества» Руткевич М.Н. «Общество как система. Социологические очерки»-СПб, 2001. Причем согласно его теории считается, что контуры последнего типа общества только начали вырисовываться в наиболее развитых странах Запада. Начало этой эпохи было отмечено А.Турэном и Д.Беллом и рядом других социологов конца 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Рассмотрим каждый из типов общества согласно теории цивилизаций ниже.

2.1 Доиндустриальное общество

Доиндустриальное общество так же называют традиционным или аграрным. Этот период считается самой ранней стадией развития общества, просуществовавшей до середины XVIII века. Возникновение таких обществ восходит к самым ранним этапам развития человечества, к первобытной культуре. Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным обществом.

К традиционному обществу относят этнические общности, для которых характерны:

· общинные поселения;

· сохранение кровно-родственных связей;

· преимущественно ремесленная и аграрная формы труда.

Многие ученые считают, что основным принципом организации социальных отношений в доиндустриальном обществе является жесткое иерархическое расслаивание общества. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктованы господство коллективного начала в общественной жизни, в труде, в какой-либо другой деятельности, социальные представления ориентированы на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключение индивидуальной свободы, равно как и понимания ее ценности.

Таким образом, традиционное общество - общество, где ценится не оригинальность, а как можно более точное соответствие индивидуума установленной ему социальной роли. Эта роль воспринимается остальным сообществом как предназначенная свыше судьба, которую невозможно переменить. В связи с этим индивидууму остается только отвечать этой отведенной ему единственной роли, поскольку в противном случае он становится изгоем.

Учитывая деление на касты, которое упоминалось выше, эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах.

Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни.

На данной стадии для общества характерно:

· чрезвычайно низкие темпы роста экономики;

· медленное развитие производительных сил и техники;

· торможение в развитии новых технологий;

· четко выражено преобладание натурального хозяйства и сословной иерархии;

· культура и экономика держатся на ручном труде и технике.

Наряду с выделенными особенностями, характерным для экономики традиционного общества считается господство натурального хозяйства, при котором товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Все нововведения отрицаются и считаются невозможными в реализации. «Так происходит потому, что человек живет в Круге времени. Время-круг - напоминание о бесконечной смене времен года. Изменения приходят от Бога, от мистических природных сил» Учебник «Философия» .2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН - Остожье, 2001. Основным объектом производственной деятельности людей этого периода является природа, а главными производственными отраслями считаются добывающие отрасли в хозяйстве, такие как скотоводство, земледелие, охота и так далее.

Также одной из отличительных особенностей традиционного общества считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община.

Традиционное общество характеризуется:

· традиционной экономикой, а именно экономической системой, в которой использование природных ресурсов определяется преимущественно традициями. Преобладают традиционные отрасли - сельское хозяйство, добыча ресурсов, торговля, строительство, нетрадиционные отрасли практически не получают развития;

· превалированием аграрного строя;

· постоянством структуры;

· сословной организацией;

· низкой мобильностью;

· высокой рождаемостью;

· низкой продолжительностью жизни.

Культура в традиционном обществе развивается медленно. В культуре важнейшей является религия, а на более ранних его этапах - мифология. Культура первобытных народов характеризуется теснейшими связями с природой. Адаптация к жизни окружающей среды (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождается появлением веры в сверхъестественные силы природы. Существовало мнение о том, что жизнь человека и...

Другие файлы:

Исторические типы культуры, культура и цивилизация
Культура как фундаментальное научное понятие социально-гуманитарного познания. Исторические типы культуры, их характерные черты и духовные формы. Циви...

Понятие общества. Исторические типы общества и его структура

Исторические типы общественного воспроизводства
Исследование докапиталистических аграрных структур, их характерные особенности и свойства, исторические типы интенсификации земледелия. Компенсационны...

Философия, ее роль в жизни общества и человека
Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика...

Философия, ее роль в жизни общества и человека
Понятие и структура мировоззрения - необходимой составляющей человеческого сознания, познания. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философи...