Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Истоки и зарождение философии

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Философия как явление духовной культуры, генезис философского знания. Зарождение философской мысли. Цель и смысл протофилософской мысли. Древняя Греция и специфика мифологического миропонимания. Философия Востока и назначение ведической литературы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

1. Философия, как явление духовной культуры

2. Зарождение философской мысли. Древняя Греция

3. Древний Восток

Заключение

Список литературы

Введение

Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.

Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического) представления о мире к понятийному суждению о нем. На передний край познавательной деятельности впервые выдвигается его творческая рациональность, а разумные первоначала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Их познание уже тогда сделало философию «царицей наук», ибо она методологически понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей - на созидательную практическую деятельность.

Современное переосмысление проблемы возникновения в античности философии и ее функционального отделения от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором становления новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis - происхождение) философии как нового духовного явления и отношения ее к нефилософским формам общественного сознания позволяет лучше понять и полнее раскрыть саму сущность принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Это по сей день является предпосылкой для сравнительного осмысления людьми социально-культурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философского мышления круто изменилось отношение к научному познанию мира природы и творчеству нового мира человека - культуре. Перед свободно и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи по поиску истины, определению смысла жизни, достижению всеобщего блага (счастья). Философские проблемы осмысления общественного бытия стали будоражить лучшие умы человечества.

1. Философия, как явление духовной культуры

Термин философия образуется от двух греческих слов: филео (любовь) и софия (мудрость), букв. - любовь к мудрости. В Древние времена понятие мудрости было связано с желанием познать окружающий мир в его всеединстве с человеком, понять первоосновы мира и сущность мироздания. Мудрость человека определялась его знанием, знанием об окружающем мире, природе, знанием о смысле жизни человека и сущностью его бытия.

Зарождение философии происходит в I тыс. до н.э. в цивилизациях Древнего Востока таких, как Индия и Китай, в странах междуречья, таких как Египет и, наконец, в Древней Греции, откуда берет свое начало европейская философия.

По мнению историков философии, слово "философия" впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором в отношении отдельной категории людей, которые обладали стремлением к знанию и высоко-этическому образу жизни. Пифагор верил, что истинной мудростью обладают боги, (а в философии Пифагора их было множество), но человек может стремиться познать эту мудрость, хотеть этого и соответственно любить эту мудрость. Однако, использоваться термин "философия", как научная категория стал гораздо позже в идеалистическом учении Платона.

Существует три концепции генезиса философского знания, или другими словами откуда произошла философия:

Наиболее популярная - это мифогенная теория. В соответствии с этой концепцией философия произошла из мифа, т.е. истоками философского знания является мифология как особая форма мышления и осознание этого мира. "Миф" в переводе с греческого языка означает "предание", "логос" - "учение, наука", таким образом, мифология - это наука о преданиях. Мифы создавались с самого раннего зарождения первобытно общинного строя и были посвящены самым различным темам, начиная с космоса, мировой гармонии, природных стихий и заканчивая самим человеком. Именно с помощью мифа еще зарождающаяся человеческая мысль пыталась ответить на вопрос о создании и разрушении мира, о месте человека в этом мире, о сущности человеческой жизни и пр. Таким образом, мифология - это особая форма человеческого сознания и миропонимание первых людей древности об окружающем мире и месте человека в мире. Мифология является неотъемлемой частью культуры и включала в себя зарождающиеся знания и о природе, об искусстве, политике и, конечно, религиозной вере. Мифологическое восприятие имеет ряд особенностей, которые необходимо отметить:

· Во-первых, одушевление природы

· Во-вторых, множество богов - т.е. плюрализм. При этом боги в мифологии персонифицированные и наделены человеческими чертами. Они постоянно взаимодействуют и между собой, и, конечно, с самим человеком посредством природных предзнаменований или отдельных людей (шаманов, жрецов)

· Отсутствие абстрактных философских категорий, которые потом будут характерны для философского мировоззрения

· Ориентация мифологического мышления на разрешение определенных человеческих проблем

· Повторение и наивность мифологических сюжетов

Специфика мифологического миропонимания заключается в следующем:

1. Выражение мысли происходит через конкретные эмоциональные и чувственные персонифицированные одушевленные субстанции, такие как природные стихии или космос.

2. Единство человека и мира.

Следовательно, основной чертой мифологического мышления является включенность человека в мир. Человек в системе мифологии является неотделимой частью природы и бытия. Он отождествляет себя с природой, исходит из нее и растворяется в ней. Происходит и обратный процесс: черты природных явлений и процессов переносятся на человеческое существование, а сама природа одушевляется. Каждая стихия воспринимается не как бездушное проявление окружающего мира, но как имперсональная одушевленная сила, наделенная своим характером, волей и мышлением живое существо. С другой стороны сам человек наделялся чертами природных стихий или животных, что объединяло его с природой (как средой его обитания) и миром. Он был быстрый, как ветер, зоркий, как сокол, храбрый, как лев, могучий, как ураган, тихий, как солнечный рассвет, прекрасный, как звездное небо над головой. Весь мир представлялся тайной, загадкой, каждый камень, колосок, капля росы и все то, прекрасное и грозное, что окружало человека, было одухотворено. И эта тайна, и сказка, каждый день разворачивалась на глазах человека, меняясь и увлекая его в этот зачарованный мир, полный загадок и неразрешимых явлений. Следовательно, отличительной чертой мифологического мышления является включение человека в систему мироздания, или синергизм человека и мира. Первые философские системы были сильно подвержены такой системе представлений и также исходили из конвергентности человека и окружающего мира.

Другими концепциями возникновения философии являются:

· Гносеогенная - философия возникла как обобщение знания в результате научного стремления к предельной систематизации

· Обобщенная теория. Согласно этой концепции, на возникновение философия повлияли 3 источника: мифология, научные знания и обыденное сознание.

Однако в настоящее время большинство исследователей сходятся на том, что мифологическое мышление оказало сильное влияние на развитие философского и религиозного мышления. А значит, философское и религиозное мировоззрение исходят из первобытного мифологического мышления.

Главным различием между мировоззрением религиозным и философским является то, что в основе философского мышления лежит разум, философский поиск направлен на постижение истины о мире и бытии, пусть даже абстрактной и исключительно умозрительной истины. Совсем другое представляет из себя религиозное мышление, у истоков которого стоит вера, священное писание и авторитеты церкви. Это накладывает некоторые ограничения на религиозное мышление.

Рано или поздно, но логика, анализ фактов, аргументация и научно-обоснованные доказательства стали вытеснять мифы, догадки, вымыслы из сознания человека.

По мере научного и культурного развития человека и общества мифологическое мировоззрение стало заменяться на философское. Само отношение к философии изменилось. Философия заняла статус науки. При этом именно философию многие считают пранаукой, из которой зародилось научное знание многих отраслей. Изначально при самом зарождении философии ее проблематика была очень широка. Философия занималась вопросами первоосновы мира, происхождения земли и космоса, этики, религии, эстетики, общественно-государственного устройства и многими другими. Именно из этих направлений философии в дальнейшем и сформировались отдельные отрасли знаний. Однако, одно из центральных мест в системе философского знания всегда занимали вопросы мировоззрения и не только абстрактные, но и весьма практические вопросы, которые могли бы помочь человеку понять смысл своей жизни и обрести свое место в мире, помочь справиться с насущными проблемами существования.

С самых...

Другие файлы:

От мифа к логосу: зарождение западноевропейской философии
Взаимосвязь философии и мифа. Зарождение западноевропейской философии. Исследование мифологического сознания и специфики рационального мышления. Причи...

Основные этапы исторического развития философии
Лозунг Ницше к возврату ценностей и идеалов антирационалистического дионисийского типа культуры. Формирование постклассической западной философии: ист...

Истоки философии от мифа к логосу. Круг философских проблем. Поворот к человеку в философии Сок

Истоки и назначение философии
Философское мировоззрение, его структура. Основной вопрос философии. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры. Философия и наука...

Рациональный и иррациональный подход к истине
Зарождение понятия рационального и иррационального в рамках античной философии. Рациональное и иррациональное в философии Средних веков и Возрождения....