Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Идеи Циолковского

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Краткая биографическая справка из жизни К.Э. Циолковского. Сущность принципа монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции. Эры космического бытия человечества по Циолковскому. Метафизика: понятие, принципы. Особенности этической доктрины счастья.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Ботаники и генетики»

Реферат

по космической философии

Тема: Идеи Циолковского

Курган, 2011

Введение

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Имя Константина Эдуардовича Циолковского, гениального ученого, основоположника современной космонавтики, изобретателя, непризнаваемого при жизни и так ценимого в наши дни, известно многим. Но немногие из нас знают его как своеобразного философа, который с позиций «чистой» науки сумел разглядеть первопричину всех вещей и явлений, обнаружить высшие силы и их влияние на развитие человечества.

К.Э. Циолковский - ученый-экспериментатор, самоучка по образованию, неустанными трудами самостоятельно поднявшийся до необычайных высот науки и научного предвидения. Он изобретатель, утвердивший приоритет нашей Родины рядом выдающихся изобретений и технических предложений в области воздухоплавания, авиации и особенно в области ракетной техники, имеющей сейчас столь актуальное значение. Он ученый и исследователь, смело прокладывающий пути в новое, еще неизведанное в науке, и тут же, как истый ученый, блестяще научно обосновывающий свои открытия. И, наконец, Циолковский был горячим патриотом нашей Советской Родины, неутомимым тружеником и пламенным энтузиастом науки, которой он целиком посвятил и отдал свою жизпь.

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

1. Биография К.Э. Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 сентября старого стиля 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии. Отец его - Эдуард Игнатьевич занимал различные небольшие должности по лесному ведомству. Обладая беспокойным, отчасти мрачным характером, он был завзятым спорщиком и по тем временам вольнодумцем, человеком предельно честным, не желавшим унижаться и прислуживаться перед начальством, а поэтому часто оставался без работы, что заставляло многочисленную семью Циолковских терпеть постоянную нужду.

Мать Константина Эдуардовича - Мария Ивановна, урожденная Юмашева, была женщиной развитой и даровитой. От своих родителей Константин Эдуардович унаследовал живой ум, склонный к размышлениям и фантазиям, пытливость, настойчивость и любовь ко всевозможным ручным ремеслам, которые были широко развиты в их роду.

До десятилетнего возраста Константин Циолковский выделялся среди окружавших его сверстников живым характером и неистощимой энергией и фантазией.

Когда ему было около 10 лет, произошло событие, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Он заболел тяжелой формой скарлатины, с трудом перенес ее и в результате осложнения после болезни оглох. Учиться дальше в обычной школе стало для Константина невозможно, и он уходит из школы. Начался трудный период жизни, который он сам называет «периодом бессознательности». Примерно в это же время умирает его мать и ребенок остается совсем одиноким и отрешенным от жизни. К концу этого периода, в возрасте 14-15 лет, отрезанный от своих сверстников, замкнутый мальчик начинает заниматься различными техническими игрушками, сам делает токарный станок и работает на нем. Он пробует самостоятельно читать книги: арифметику, где все ему кажется как будто понятным, общеизвестный в то время учебник физики Гано и какую-то геометрию. Так начинается для Циолковского прохождение курса средней школы. Однако в его занятиях можно обнаружить своеобразную систему. Абстрактные знания, не оформленные в конкретный облик, его не удовлетворяют. Он материалист и экспериментатор по своей природе. Он хочет реально и ощутимо проверить то, что им понято из книги.

Читая геометрию, он мастерит самодельную астролябию и производит с ней ряд измерений. Не выходя из дома, он определяет расстояние до пожарной каланчи, находит его равным 400 аршинам; после проверки оказывается верно. «Так я поверил теоретическому знанию», - говорит Циолковский. Читая физику, он самостоятельно делает автомобиль, двигающийся силой реакции струи пара, отбрасываемой назад, аэростат, наполненный водородом, и ряд других занимательных игрушек. Вот как говорит сам о себе Циолковский: «Характерная моя черта - крайняя независимость и самодеятельность. Учителей у меня не было. Меня можно считать самоучкой чистой крови». Отец видел выдающиеся технические способности сына и поощрял его увлечения и занятия. Было решено в 1873 г. послать мальчика в Москву учиться. Однако в Москве юный Циолковский никуда не поступил и продолжал заниматься самообразованием, ведя нищенское, полуголодное существование. Десять - пятнадцать рублей в месяц, высылаемые ему отцом на все, тратились им в основном на книги и опыты. На жизнь Циолковский расходовал 90 копеек в месяц, питаясь исключительно черным хлебом и картошкой.

Относительно своих московских занятий Циолковский говорил так: «Я проходил первый год тщательно и систематически курс начальной математики и физики. На второй год занялся высшей математикой. Прочел курсы высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитическую геометрию, сферическую тригонометрию и т.д.».

Метод занятий и работы у Циолковского остался прежний: все проверять и пробовать для того, чтобы уверовать в науку. В период московской жизни вырисовывается общее направление всех будущих технических работ и стремлений Циолковского. Почти все они относятся к области техники и механики движения. Это мысли о том, нельзя ли воспользоваться теми или иными свойствами вещества для осуществления того или иного типа движущегося аппарата. Циолковского занимают мысли о тяжести и о средствах борьбы с тяжестью. Он обдумывает, нельзя ли устроить, например, такой поезд вокруг экватора, в котором парализовалось бы действие тяжести вследствие наличия большого центробежного ускорения. У него зарождаются мысли о том, каких размеров должен быть воздушный шар с металлической оболочкой, чтобы подниматься на воздух с людьми.

Так в сознании Циолковского уже тогда возникают смутные очертания его будущих работ в области металлических дирижаблей и идеи возможности вылета человека за пределы земного тяготения, или, как он говорил впоследствии, «обворожительные мечты». Первые замыслы оказались несостоятельными, первые попытки изобретать окончились неудачей, но это не охладило энергии изобретателя, который всегда впоследствии тепло вспоминал свои московские мечтания.

К концу московской жизни 19-летнего Циолковского можно считать определившимся изобретателем.

Быстро пролетел трехлетний период пребывания в Москве; надо было жить и пробивать собственную дорогу в жизни. Отец письмом вызывает его в Вятку, где тогда жила семья, и подыскивает ему кое-какие уроки. Свободного времени оставалось много, и Константин Эдуардович с увлечением занимается созданием своей небольшой мастерской и снова бесконечными опытами. После переезда в Рязань в 1879 г. Циолковский сдает установленные экзамены для получения соответствующего диплома, дающего право преподавания в начальных школах, и через год получает должность учителя арифметики и начальной геометрии в уездном начальном училище в г. Боровске. Так началась педагогическая карьера Константина Эдуардовича, продолжавшаяся 40 лет.

Будучи учителем, Циолковский остается верен себе и все свободное время и средства тратит на физические опыты, на изготовление различных моделей, устройств и механизмов. Понятно, что у Циолковского установились отличнейшие отношения с ребятами-учениками, обожавшими изобретательного учителя. Надо отметить, что, несмотря на его органический недостаток - потерю слуха, Циолковский был хорошим учителем. Начальство Константина Эдуардовича не жаловало. Он считался чудаком, фантазером и сумасшедшим изобретателем. К опытам и работам его относились несерьезно, считая все это никчемной забавой. В первый год пребывания в Боровске Константин Эдуардович женился па Варваре Евграфовне Соколовой. Супруги прожили вместе более полувека и были разлучены только смертью Константина Эдуардовича. После Боровска, где Константин Эдуардович прожил 12 лет, он перевелся в г. Калугу, там безвыездно и прожил до своей смерти.

2. Принципы космической философии

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, с...

Другие файлы:

Идеи К.Э. Циолковского и современность
В данный сборник включены избранные доклады, заслушанные на VI-VIII Чтений К.Э.Циолковского, проводившихся в Калуге в 1971-1973 годах. В сборнике расм...

Труды по ракетной технике
В этом томе сочинений Циолковского помещены главнейшие его труды по ракетной технике. Но, разрабатывая проблему полета ракетных летательных аппаратов,...

Черты из моей жизни
Автобиографические заметки гениального ученого, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского подготовлены к изданию научными сотрудниками Государств...

Русский Космизм К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского
Философское понятие Космизма. Учение К.Э. Циолковского о космосе. Его мировоззренческая концепция о единстве человека и Вселенной. Принципы метафизики...

Урок биологии в музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Образовательная, воспитательная и развивающая задача урока. Порядок организации экскурсии. Вопросы биологии в трудах К.Э. Циолковского: современная ко...