Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Даосизм в культуре Древнего Китая

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований в IV–III вв. до н.э. Этапы становления китайской культурологической и философской мысли. Сущность и идеи даосизма как политико-правовой доктрины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

Введение

1. Возникновение даосизма

2. Основные идеи даосизма

3. Даосизм как политико-правовая доктрина

Заключение

Список литературы

Введение

Древнюю землю Китая относительно мало затрагивали новейшие достижения в науке и образовании вплоть до начала XX века. Однако столетия тому назад жил китайский мудрец Лао-Цзы, который верил и учил, что мир развивается в соответствии с божественным предначертанием, что находит свое отражение в повторяющихся и упорядоченных явлениях природы. Суть мудрости и счастья, по словам Лао-Цзы, заключается в том, чтобы человек приспособился к этому порядку и воссоздал в себе самом путь, по которому движется мир. Жизнь и мысль Лао-Цзы оказали глубокое влияние на жизнь и развитие Китая. Мир был бы беднее без него. Его учения вместе с учениями его последователей составили философскую базу даосизма. Сама же философская доктрина даосизма оказала важнейшее влияние на развитие культуры, философии Древнего Китая.

Поэтому представляется актуальным и значимым рассмотреть в рамках данной работы место даосизма в культуре Древнего Китая.

Целью работы является изучение даосизма в культуре Древнего Китая.

Задачи работы:

· исследовать формирование даосизма;

· изучить философские идеи даосизма;

· проанализировать даосизм как политико-правовую доктрину.

1. Возникновение даосизма

Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III -- IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века Китайская философия Текст]: Энциклопедический словарь /Под ред. М. Л. Титаренко. -- М.: Прогресс, 1994. С. 74. .

С древнейших времен до IV-III вв. до н.э. происходило формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований.

С IV-III вв. до н.э. по II-I вв. до н.э. протекали два параллельных процесса: с одной стороны, обретало философский характер и письменную фиксацию даосское мировоззрение, с другой стороны, подспудно и эзотерично развивались методы «обретения бессмертия» и психо-физиологизированной медитации йогического типа, неявно и фрагментарно отраженные в классических текстах.

С I в. до н.э. по V в. н.э. шло сближение и слияние теоретического и практического подразделений с включением достижений других философских направлений (прежде всего нумерологии Чжоу и, легизма и отчасти конфуцианства), что выразилось в обретении имплицитным материалом эксплицитной формы и письменной фиксации единого даосского мировоззрения, раннее скрытые компоненты которого стали выглядеть принципиальными новациями Маслов А. А. Мистерия Дао Текст]. -- М.: Норма, 1996. С. 117. .

В этот же период происходила институционализация даосизма в виде религиозных организаций как «ортодоксальных», так и «еретических» направлений, а также начало складываться каноническое собрание его литературы Дао цзан (Сокровищница дао) Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие Текст]. -- М.: Юристъ, 1993. С. 120. .

Дальнейшее развитие даосизма протекало главным образом в религиозном аспекте, в чем большую стимулирующую роль играл буддизм как его основной в данной сфере конкурент.

Формирование китайской культурологической и философской мысли происходило в переломный момент древней истории Китая. Страна раскололась на ряд противоборствующих царств, ведущих долгие, изнурительные и в основном малопродуктивные войны. Эта эпоха получила название Чжаньго-- Борющихся царств или Воюющих государств (453 - 221гг до н. э.). В результате кровопролитных раздоров выделилось семь сильнейших царств: Чу (где, по легенде, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Как регулировать государство, как привести страну в гармонию с Небом -- высшим деятельно-указующим началом мира, как сделать народ покорным, устранить смуты, может быть, стоит обратиться к “высокой древности”, когда народ придерживался важнейших морально-нравственных понятий, оставленных великими мудрецами и связывающих каждого человека с высшими сакральными силами мироздания? Ответ на эти вопросы смог дать мудрец Лао-цзы.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая Радугин А.А. Философия[Текст]: курс лекций. М.: РЕПО, 2004. С. 203. .

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма -- «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие Текст]. -- М.: Юристъ, 1993. С. 119. .

Лао-цзы (также возможно написание Лаоцзы), который обычно изображается с персиком бессмертия в своей руке, жил в VI веке до нашей эры и был современником Конфуция. Хотя именно Лао-цзы считается основателем даосизма, возможно, ряд его заповедей был сформулирован одним из легендарных императоров Хуанди, или «Желтым императором».

Имя Лао-цзы, означающее «старый» или «старый ребенок», восходит к древней легенде, повествующей о странных обстоятельствах рождения этого мудреца.

Однажды ночью, в 666 году до н. э., некая женщина испытала столь сильное потрясение при виде падающей звезды, что забеременела. Спустя шестьдесят два года она родила седовласого сына, который с первого дня своего появления на свет уже мог говорить. Это был Лао-цзы. Темы звезды - предвестницы какого-либо события и зачатия без участия мужчины встречаются и в легендах других народов мира. В определенной степени они являются отражением влияния астрологии на жизнь людей в те давние времена, а также свидетельствуют о том, что у человеческой веры нет границ Васильев Л.С. История религий Востока Текст]. М., 1988. С. 71. .

В возрасте 160 лет, перед самой своей смертью, Лао-цзы написал книгу, состоящую из 5000 иероглифов и послужившую источником вдохновения для создания Дао Дэ Цзин, или «Книги Пути и Добродетели». Именно этот трактат считается первичным и основным даосским текстом, хотя имеются и другие книги, известные под общим названием Taoist Patrology. Около 300 г. до н. э., спустя двести лет после составления Дао Дэ Цзин, даосский ученый Чжуан Чжоу написал трактат Чжуан-цзы, в котором дается толкование постулатов даосизма. Эта книга также считается стержнем даосской философской мысли.

Но в учении даосов есть одна непостижимая загадка: оно побуждает людей к поиску Дао, или «Пути», но не дает четкого определения, как его можно достичь. Лао-цзы говорит: «Те, кто говорят, что могут объяснить Дао, не понимают его, а те, кто понимают его, не объясняют ничего» Ахутин, А.В. Тяжба о бытии[Текст]: М.: Наука, 1996. С. 107. .

Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369--286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение Маслов А. А. Мистерия Дао Текст]. -- М.: Норма, 1996. . С. 86. .

К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира - Пань-гу.

Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и стал её первым патриархом.

Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215г и прекратило своё существование Введение в философию[Текст]: Учебник. / Под ред. Ивашкина И.Т. М.: Норма, 2006. С. 210. .

Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (позже Шанцин) и Линбао.

2. Основные идеи даосизма

Коренное отличие даосского мистико-индивидуалистического натурализма от этико-рационалистического социоцентризма всех остальных ведущих мировоззренческих систем в Китае периода формирования и расцвета «ста школ» побуждает некоторых специалистов усиливать тезис о периферийном происхождении даосизма до утверждения об иноземном (прежде всего индо-иранском) влиянии, в соответствии с которым его Дао оказывается своеобразным аналогом Брахмана и даже Логоса. Подобному взгляду противостоит точка зрения, согласно которой даосизм является выражением...

Другие файлы:

Культура Древнего Китая
Древнее общество на территории Китая. Великая культура Китая. Стремление к совершенствованию человеческой мысли. Произведения зодчества, скульптуры, ж...

Культура древнего Китая
Уникальность китайской культуры. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре...

Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм

Культура древнего Китая
Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до нашей эры. В ранний период правления династии власть бы...

Мифы древнего Китая
Книга известного ученого, профессора Юань Кэ — наиболее полное и авторитетное собрание материала по мифологии, верованиям и легендам древнего Китая. Т...