Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Гуманизм как социокультурный феномен

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Место гуманизма в системе общечеловеческих ценностей. Испытание временем гуманистических принципов, их присутствие в религиозной этике. Аспекты применения термина "гуманизм". Назначение человека, смысл его жизни, характер взаимоотношений между людьми.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Гуманизм как социокультурный феномен

Вся человеческая история свидетельствует, что гуманизм всегда играл важную роль в жизни, как отдельной личности, так и общества в целом и занимал важное место в системе общечеловеческих ценностей. Идеи гуманизма определяют отношение человека к разным явлениям, связанным с его существованием. Они мотивируют его деятельность, направляют и обосновывают её. Поэтому проблема содержания идей гуманизма не носит чисто академического характера. Она напрямую обращена к практике. Об определяющей роли гуманизма в общественном сознании можно судить по тому, что ни философские, ни политические, ни художественные направления, созданные в прошлом и претендовавшие на роль духовного и практического лидера, не обходились без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.

Практика показывает, что гуманистические принципы и идеалы выдержали испытание временем, доказали свою ценность и общезначимость. Однако частое их декларирование порой приводит к искажению в сознании людей гуманистических идей, их девальвации. В этой связи есть необходимость выявить сущность и значение гуманизма как социокультурного феномена.

Актуальность отмеченной проблемы также становится очевидной, поскольку реалии современной мировой и российской действительности (обострение национальных конфликтов в разных частях земного шара, экологической, продовольственной и сырьевой проблем, угроза терроризма, глобализация, компьютерная революция и пр.) требуют глубокого осмысления многих фундаментальных вопросов бытия человека и общества. Всем понятно, что глобальная историческая ситуация в наше время стала пограничной: возможны и гибель человечества и его выживание. Вот почему в настоящее время возникает необходимость разработки концепций будущего развития цивилизации. Никто сегодня не будет спорить с тем, что в третьем тысячелетии человечество хочет жить с уверенностью в завтрашнем дне, дающей возможность продолжения жизни, решения обострившихся глобальных проблем и движения истории как поля реализации способностей человека в духовно и социально изменяющемся мире. В этой связи обращение к проблеме гуманизма приобретает особую значимость, поскольку проекты будущего должны иметь гуманистический характер, так как без реализации гуманистических идей нет общественного прогресса. Нельзя не согласиться и с утверждениями, что российская цивилизация должна стать обществом свободных и равноправных граждан, стремящихся к знаниям, обществом равных возможностей, ведь только в этом случае можно будет говорить о продолжении нашей истории.

По проблемам гуманизма написано большое количество монографий, брошюр и статей, как в нашей стране, так и за рубежом. В отечественной философской литературе сформулирован ряд вопросов теории и практики гуманизма, поставлены такие важные проблемы: гуманизм и природа человека, гуманизм и отчуждение, гуманизм и насилие, антропологические и этические основания гуманизма, наука и гуманизм, теория гуманизма в структуре философского знания и др.В.С. Барулин, Л.П. Буева, Ю.Г. Волков, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, В.А. Кувакин, В.А. Лекторский, Т.И. Ойзерман и др. дали различные интерпретации гуманизма.Л.М. Баткин, А.Х. Горфункель, А.Я. Гуревич, Э.В. Ильенков, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, В.С. Стёпин, В.Ф. Шаповалов и другие рассмотрели исторические аспекты развития гуманизма, его идейные истоки, формы, гуманизм в науке и культуре. Одним из первых среди отечественных философов, поставивших и достаточно глубоко и обстоятельно разработавших вопрос о гуманистическом измерении современных глобальных проблем, был академик И.Т. Фролов. Поиск общих характеристик разных подходов к гуманизму представлен в работах П.С. Гуревича, А.Н. Кочергина и др. Вместе с тем, следует признать, что в современную эпоху проблема гуманизма не столь общезначима как прежде. Зарубежные и отечественные специалисты всё больше говорят о кризисе гуманизма. Этим, видимо, объясняется тот факт, что гуманистической проблематике в настоящее время не уделяется должного внимания.

Рассуждая о гуманизме как социокультурном феномене, необходимо, прежде всего, уяснить сущность этого понятия. Термин "гуманизм”, как известно, происходит от латинского "humanitas" (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским философом и оратором Цицероном (106-43 до н.э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В обыденном сознании гуманизм обычно отождествляется с человечностью, человеколюбием. Анализ философской и художественной литературы приводит к выводу о том, что зарубежные и отечественные мыслители дают различные трактовки гуманизма. В разных исторических ситуациях это понятие наполняется конкретным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. Отсюда можно заключить, что гуманизм как духовное явление выступает исторически обусловленной системой идей. Многоплановость и обилие дефиниций гуманизма, на наш взгляд, объясняются сложностью и богатством социальных отношений, в которых он проявляется. Вот почему к гуманистической традиции надо подходить, опираясь на принцип историзма.

В работах отечественных авторов, как правило, выделяется два аспекта применения термина "гуманизм": в узком и широком смысле слова. Исследователи практически единодушны во мнении, что в узком смысле слова - это конкретно-историческое явление, связанное с культурой эпохи Возрождения. Причём ренессансный гуманизм понимается и как определённая профессиональная область деятельность, которая заключалась в занятиях и преподавании грамматики, риторики, поэзии, моральной философии, и как специфическое мировоззрение [1]. Стало быть, гуманизм в узком смысле локализован в пространстве (Западная Европа) и во времени (эпоха Ренессанса). Гуманизм в широком смысле слова обычно определяется как система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы справедливости, равенства, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Думается, что, характеризуя гуманизм как социокультурное образование, следует различать гуманизм принципов и гуманизм идеалов. При такой трактовке можно говорить о мыслителях, являющихся гуманистами идеалов, и мыслителях, которые были этическими гуманистами. Конечно, в разных странах и в разные периоды истории гуманистическая мысль имела свою специфику, что в значительной степени объясняется различными национальными, религиозными, культурными традициями народов, уровнем социально-экономического развития государств и, несомненно, субъективными склонностями мыслителей.

Принцип гуманизма предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью, признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Под гуманистическими идеалами имеются в виду проекты будущих идеальных обществ, представления о гармонически развитой личности, описания совершенных государств, якобы существующих где-то в настоящем или существовавших когда-то в прошлом, а также представления о рациональном исправлении недостатков существующего общественного устройства, планы социальных реформ.

Как представляется, гуманизм как элемент мировой культуры, как нравственный принцип проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) к нам дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего её. Я хоронил не имеющего сына своего.". Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.

Принципы гуманизма присутствуют и в иудаизме, а также лежат в основе буддистской, христианской и мусульманской этики. Основные положения морали иудеев изложены, как известно, в Библии в законодательстве Моисея. Проявлением гуманизма, безусловно, является заповедь, предписывающая почитание отца и матери, а также следующие нормы: "не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему". Буддизм обращается к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности. Будда учил, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства. Для буддизма в человеке важны только его личные заслуги. Так, словом "брахман" Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Он проповедовал такие заповеди: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

Христианство, история которого начинается в I веке н.э., провозглашает равенство всех людей перед Богом и обещает своим приверженцам обретение свободы и счастья в царстве небесном. Библейские сюжеты утверждают идеалы справедливости и равенства. Нагорная проповедь Христа, произнесённая Иисусом перед народом (согласно Евангелиям от Матфея и от Луки) содержит основные этические нормы, являющиеся нравственным ориентиром, которому должен следовать каждый христианин. Отмечается, что христианин должен быть "кротким", "алчущим и жаждущим правды", "милостивым", "чистым сердцем", "миротворцем" и т.п. Заповедуется творить милостыню тайно, не гневаться, любить врагов своих, не клясться, не судить, не вожделеть к женщине, не разводиться, не собирать сокровищ и др.

В исламе (само...

Другие файлы:

Философия как социокультурный феномен. Философия Древнего мира. Гуманизм и утопические теории Ренессанса
Сущность философии и ее специфика как науки. Общая характеристика античной и средневековой философии, эпохи Возрождения и Нового времени. Философские...

Философия как социокультурный феномен. Философия природы
Философия в современном мире: социокультурный статус и функции. Немецкая классическая философия и традиции европейского рационализма. Природа как сред...

«Тусовка» как социокультурный феномен

Мода как социокультурный феномен

Язык как социокультурный феномен