Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Государство и государь в трудах Эразма Роттердамского

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Общественно-политическая жизнь Германии в ХV-ХVII вв. Гуманистическое движение в Германии, реформация в Средневековой Европе. Жизненный путь и мировоззрение Эразма Роттердамского, его отношение к церкви и религии, представления о роли главы государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Настоящая курсовая работа посвящена изучению роли государя и динамике формирования его образа в XV-XVII веках в Германии на основе анализа трудов известного деятеля гуманистического движения Эпохи Возрождения Эразма Роттердамского.

Прежде всего, следует упомянуть, чем интересен период эпохи Возрождения для современных исследователей.

Западноевропейская средневековая культура охватывает более чем тысячелетний период, становление ее происходило в результате синтеза античных традиций и культуры варварских народов и христианства. Религиозные воззрения и государственный аппарат с древних времен играли основополагающую роль в формировании и жизни общества. Таким образом, духовным стержнем и средневековой культуры являлось христианство, религия достаточно сильная и централизованная, чтобы стать мировоззренческой опорой человека той эпохи и связующим звеном между государством и народом.

В XVI веке культура Эпохи Возрождения, охарактеризованная колоссальными достижениями духовной культуры и всесторонним прогрессом человека, стала общеевропейским явлением. Термин «гуманизм», позднее ставший одним из наиболее распространенных терминов, применяемых для наименования различных морально-социальных характеристик человечества, играет не последнюю роль в идеологическом аспекте данной культуры. Именно мировоззрение данного периода, когда гуманистами начинает подчеркиваться высочайшая ценность человека, дает начало культуре, философии и нравственности последующих эпох.

В период XV-XVII в Германии, как и в других странах Европы, происходило изменение взаимоотношений между религиозной и светской властью, обусловленное, прежде всего реформой внутри католической церкви. Закономерным последствием этих событий стало изменение общественного статуса светского лидера - короля, с сосредоточением в его руках реальной власти.

Таким образом, учитывая важность политического аппарата в обозначенный период, целью курсовой работы является выявление динамики роли государя в обществе с точки зрения гуманистического движения с помощью анализа произведений-источников авторства Эразма Роттердамского.

При этом непосредственными задачами исследования являются:

составление краткого обзора общественной жизни и общественно-политических движений в Германии в изучаемый период;

обозначение роли и влияния католической церкви и гуманистического движения на общественную жизнь и статус главы государства;

составление исторического портрета Эразма Роттердамского - ярчайшего представителя гуманистического движения обозначенного периода;

выявление отношения Эразма Роттердамского к католической церкви и государственному аппарату, его представлений о роли главы государства и должном образе системы и государя.

Основными источниками при проведении исследования являются труды Эразма Роттердамского переводе с латинского языка на русский. Всего изучено 5 источников-произведений, а именно: «Похвала глупости», «Воспитание христианского государя», «Диатриба, или рассуждение о свободе воли», «Оружие христианского воина» и «Жалоба мира». Центральными в работе стали два источника: «Воспитание христианского государя», где излагаются методы воспитания главы государства как достойного властителя, и «Оружие христианского воина», затрагивающее столь популярные в обозначенный период и актуальные и по сей день вопросы морали и нравственности, борьбы человека со своими недостатками и невежеством и, в частности, вопросы о том, какими надлежит быть государственной системе и ее главе.

Так же в процессе работы для составления более полной исторической картины обозначенного периода и получении представления о деятельности и мировоззрении представителей гуманистического движения были использованы такие вспомогательные источники, как исследование В.В. Соколова «Философия эпохи Возрождения», где рассматриваются религиозные и общественные движения в странах Западной Европы в XV-XVI в.в. и философский аспект культуры данного периода, монография М.М. Смирина «Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны», ставящего акцент на политические и социально-экономические предпосылки реформации в Германии, тесно связывая их с развитием гуманизма, книга Цвейг Стефана «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского», повествующая о жизненном пути, мировоззрении и противоречиях гуманиста, а так же ряд дополнительной литературы и словарей, использованных в целях лучшего понимания периода, терминологии и некоторых понятий, встречавшихся в процессе работы.

Данная работа состоит из следующих частей: Введения, где выдвигаются цель и задачи исследования, дается краткий обзор периода исследования, его источников; трех глав, в которых детально рассматриваются поставленные задачи; заключения, где подводятся итоги исследования и списка использованных в работе источников и литературы.

Глава 1. Общественно-политическая жизнь Германии в период ХV-ХVII вв.

Германию в начале XVI века раздирали глубокие социальные противоречия. В Европе в обозначенный период начал развиваться новый общественный уклад - ранний капитализм, складывались национальные государства и абсолютные монархии. Социальные конфликты, готовые перейти в открытую борьбу, проявлялись все отчетливее: в виде возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, и непомерно глубоких социальных конфликтов - Крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Политическая борьба, охватившая Германию, стимулировала возникновение оппозиционных римско-католическому церковному укладу идей. В данном пункте сходились интересы самых различных и даже враждебных друг другу общественных кругов.

1.1 Гуманистическое движение

Термин "гуманизм" является изобретением девятнадцатого века. Немецкое слово Humanismus было впервые использовано в 1808 г. по отношению к форме образования, в которой делался акцент на греческой и латинской классике. В литературе это слово впервые встречается в работах Самуила Колериджа Тейлора (1812 г.), где оно использовалось для обозначения христологического взгляда - веры в то, что Иисус Христос имел исключительно человеческую природу.

Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум.

Данная эпоха, развивавшаяся под знаменем гуманистического движения, охарактеризована значительными достижениями в области науки и культуры. В честь заново открытых ценностей и знаний античности этот период был назван «Возрождением».

Возникший в XIV веке в Италии, ставшей отправным пунктом всех волнений и преобразований, гуманизм к концу XV века утверждается и в других европейских странах. Подобно итальянским предшественникам, северные гуманисты обращали своё внимание на культурное наследие античного мира, а также выступали против средневековой схоластики. Однако, они могли опираться на уже существовавшие к этому времени достижения, отличаясь более критическое отношение к католической церкви, которая, отрицательно относясь ко всем нововведениям, пользуясь политической слабостью Германской империи, стремилась выкачать из нее как можно больше денег, оперируя в том числе и системой индульгенций - «отпущения грехов».

Среди самых видных деятелей гуманистического движения зрела идея неизбежности реформирования существующего уклада.

1.2 Реформация в Средневековой Европе

В XVI в. притязания церкви встречали все более решительный отпор со стороны королевской власти в странах, которые ступали на путь государственной централизации. Здесь католическая церковь была вынуждена идти на уступки. Однако в раздробленной Германии, неспособной дать отпор Риму, папы не соглашались ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из Германии в папскую казну через духовных князей и продавцов индульгенций.

Как следствие, в результате накала общественно-политической обстановки XV-XVI вв., Реформация - событие, общее для многих европейских стран, - приняла в Германии характер исключительно обширного общественного движения.

Реформация в XVI веке - широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер. Движение это охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком, буквальном смысле Реформация - проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

Началом реформации принято считать выступление 31 октября 1517 года Мартина Лютера с 95 тезисами, критикующими злоупотребление индульгенциями.

Опираясь на священное писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, большинство обрядов и служб не основаны на “подлинном слове божьем”, “истинном евангелии”. Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, Мартин Лютер, ссылаясь на писания апостола Павла, заявлял, что “человек оправдывается одной верой”.

Завершение периода приравнивается обыкновенно ко времени окончания Тридца...

Другие файлы:

Этико-политические идеи Эразма Роттердамского
Тема данного реферата – «Этико-политические идеи Эразма Роттердамского» – пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изучен...

Философские произведения
В книгу включены впервые переведенные на русский язык важнейшие философские произведения Эразма Роттердамского "Оружие христианского воина", "Послание...

Ренессанс в литературе XVII-XVIII вв.
Становление западноевропейской литературы в эпоху Ренессанса. Литературное наследие Эразма Роттердамского, Монтеня, Дидро, Вольтера, Гюго. Развитие ма...

История гуманистической культуры Германии
Роль немецкого гуманистического движения в идеологической подготовке общественного подъема эпохи Реформации. Вопросы религии, философии и морали, идео...

Эразм Роттердамский и его отношение к религии
Римско-католическая церковь в Германии. Положение католицизма в начале XVI века. Влияние трудов Эразма Роттердамского на развитие реформационного движ...