Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Актуальность и значимость герменевтической проблематики в философии, благоприятные условия для введения соответствующих идей. Шпет Густав Густавович как первый философ, который исследовал связь между феноменологической семиотикой и герменевтикой.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Философы с незапамятных времен видели свое призвание в разъяснении себе и другим глубинного смысла существующего и происходящего. Их излюбленным делом от Сократа и Платона до М. Хайдеггера и Э. Гуссерля было постижение сокровенного, таинственного.

Актуальность и значимость герменевтической проблематики в философии определяется усилением интереса к связанным с нею проблемам истолкования, интерпретации и понимания в практической жизни, политике, морали, праве, искусстве, религии, коммуникативной деятельности, образовании.

Благоприятные условия для введения герменевтических идей в философский контекст начали складываться в философии и методологии гуманитарных наук в конце XIX - начале XX века, при этом намечается оригинальный синтез герменевтики с феноменологией. Данное направление исследований связано с деятельностью, прежде всего, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Г.Г. Шпета.

Шпет Густав Густавович - был первым философом, который исследовал связь между феноменологической семиотикой и герменевтикой. Создал теорию понимания того, что является логической основой для всех последующих исследований в семиотике и герменевтике. Шпет утверждает, что язык является наиболее мощным инструментом для передачи истинного понимания. В последние десятилетия во всем мире значительно возрос интерес к русской философии. История исследования творческого наследия Г.Г. Шпета невелика, немногим более 25 лет. Публикации его трудов, переводы текстов, диссертационные исследования, монографии, сборники статей, семинары, конференции - всё это запоздалая дань памяти философа.

Но, несмотря на многочисленные исследования и публикации, многие страницы ее исторического развития остаются малоизученными, а порой и вовсе неизвестными. Один из подобных примеров - творчество Густава Густавовича Шпета, на долгое время остававшееся «белым пятном» из-за трагической личной судьбы мыслителя.

Цель работы: изучить и кратко охарактеризовать герменевтическую феноменологию Густава Шпета.

Судьба мыслителя была одновременно и трагичной, и традиционной для своего времени. Долгое время имя философа не упоминалось, а его труды были под запретом. Несмотря на то, что ситуация постепенно меняется, многое еще в наследии Г. Шпета ждет своих исследователей. И в первую очередь, Г. Шпет привлекает внимание исследователей герменевтической философии.

Данная работа представляет собой реферативное изложение материала по названной теме, на основе изучения следующих источников: Алексеев А.П. «Шпет. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды»; «Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания» под ред. В.А. Лекторского; Ермаков В.С. «Шпет. Истории философии»; Кожурин А.Я., Кучина Л.И. «Философская герменевтика и гуманитарные науки»; Кузнецов В. «Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления»; Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого…». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета».

Работа состоит из ведения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

1. Г.Г. Шпет: краткие биографические сведения

герменевтика фмлософия семиотика шпет

Густав Густавович Шпет (187-1937), русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы (знал 17 языков).

Родился 25 марта (6 апреля) 1879 в Киеве.

В 1898 году Густав Шпет окончил вторую киевскую гимназию и поступил в Киевский университет св. Владимира на физико-математический факультет. За участие в революционном студенческом движении он был исключён из университета и выслан из Киева.

В 1901 году, вернувшись после высылки, он снова поступил в университет, теперь на историко-филологический факультет, который закончил в 1905 году. Его конкурсное сочинение «Ответил ли Кант на вопросы Юма» было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве. Участвовал в работе психологического семинара Г.И. Челпанова.

Первый значительный труд Шпета - монография «Проблема причинности у Юма и Канта» (1907).

После окончания два года работал учителем в частных гимназиях. Среди прочего, преподавал в 1906-1907 учебном году в киевской Фундуклеевской гимназии, где среди учениц выпускного 7 класса была Анна Горенко, в будущем поэтесса Анна Ахматова.

В 1907 году Шпет переехал в Москву, где в 1907-1910 гг. читал лекции во многих вузах и гимназиях, в частности в Московском университете, университете Шанявского, Высших женских курсах, педагогическом институте. Ездил в Сорбонну, Эдинбург.

В 1912-1913 годах стажировался в Гёттингенском университете. Слушал лекции Гуссерля по феноменологии. Результатом стажировки стала работа Шпета «Явление и смысл» (1914), в которой представлена интерпретация гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии».

В феноменологии Гуссерля Шпет усматривал основу для постижения различных феноменов действительности и верного выбора философского «пути» в мире символических связей и иерархических отношений.

В 1916 году в Московском университете Шпет защитил магистерскую диссертацию «История как проблема логики». В этом же году он был избран профессором Высших женских курсов и доцентом Московского университета.

С 1917 года издавал философский ежегодник «Мысль и слово», где публиковал ряд оригинальных работ: «Мудрость или разум?», «Скептик и его душа» и др.

В 1918 году завершил свой главный труд «Герменевтика и ее проблемы», но издан был только в 1989-1991 годах. В послереволюционные годы Шпет участвовал в работе Московского лингвистического кружка, его идеи оказали влияние на Р. Якобсона, Р. Шора и др.

С 1921 - действительный член Российской Академии Художественных Наук, с 1924 года - вице-президент РАХН (с 1927 года - ГАХН). В этот период Шпет продолжает работу над «Историей как проблемой логики», издает работы: «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др.

В 1922 вышли в свет его «Очерки развития русской философии».

В 1935 году в ночь с 14 на 15 марта был арестован, приговорен к 5 годам ссылки и сослан в Енисейск, а затем по его просьбе переведён в Томск, куда прибыл 24 декабря 1935 года.

В последние годы жизни много занимался переводами (переписка Шиллера с Гёте, «Три разговора…» Беркли Диккенса, Байрона и др., осуществил перевод «Феноменологии духа» Георга Гегеля).

Г.Г. Шпет 27 октября 1937 года арестован, обвинён в участии антисоветской организации и 16 ноября 1937 года расстрелян. Был реабилитирован только в 1956 году.

Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета и сегодня недостаточно известна современному научному сообществу, но она, безусловно, достойна того, чтобы ее знали и изучали. То, что интерес к наследию Г.Г. Шпета возник позже, чем к работам его современников, вполне закономерно. Творчество Шпета нехарактерно для русской философской традиции. Он не строил масштабных метафизических систем, как Соловьев, не создавал эсхатологических концепций, как Бердяев, и почти нарочито дистанцировался от социальной рефлексии. Он был больше философом западной школы. Не только потому, что учился у самого Гуссерля, но, скорее, потому, что основным направлением его исследований, даже если речь шла о вопросах эстетики, оставались проблемы гносеологии (хотя сам он не любил этого слова, и здесь, вероятно, начал бы спорить - Шпет вообще был великим полемистом) и методологии гуманитарного знания. Поэтому он кажется трудным для понимания, несмотря на продуманность его теоретических построений, четкость формулировок и столь несвойственные для большинства русских философов логичность и последовательность.

До сих пор неопределенной остается и его роль в истории русской философии. Всякий знает, например, что Бердяев был религиозным экзистенциалистом.

А кем был Г.Г. Шпет? Был ли он прямолинейным ретранслятором идей раннего Гуссерля, как утверждали его критики начала века, в частности, Н.О. Лосский? Или создателем на базе построений своего учителя нового направления - герменевтической феноменологии, как считает В.Г. Кузнецов? Такой взгляд отражает его работа «Явление и смысл» и отчасти «Философские этюды». Или проделал путь от феноменологии к герменевтике, как заявляют оппоненты Кузнецова. Одна из задач состоит в том, чтобы ответить на вопрос, кем является Г.Г. Шпет для русской философии - случайным представителем чуждых российской ментальности западных идей или крупнейшим философом начала двадцатого века.

2. Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета

Современная философия по Шпету, существует в двух формах: положительной и отрицательной. Принципы первой были заложены Платоном, вторая приобретает наибольшее распространение после критической реформы Канта. Идеи указанных мыслителей являются поворотными пунктами в развитии философии, что вовсе не умаляет значения представителей номинализма и реализма в средневековой филос. и сторонников эмпиризма и рационализма в более позднее время.

Отрицательная философия присваивает себе квалификацию научной философии, отличая тем самым себя от...

Другие файлы:

Феноменология духа
"Феноменология духа" - одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно из наиболее трудных для пони...

Православная аскетическая феноменология (феноменология Гуссерля и умное делание)

Сочинения
Среди многочисленных имен, насильственно преданных забвению, должно быть названо имя ученого, внесшего значительный вклад в отечественную философию, п...

Феноменология выси
Направления исследования в философско-эстетической мысли феномен выси. Эстетика Другого, исходящая из принципа событийности эстетического опыта. Феном...

История и феноменология религии
Феноменология в контексте наук о религии. История и методы феноменологического религиоведения. Систематическое описание явлений религии, классификация...