Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Вопросы в логике

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Вопрос — выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания, его сущность и логическая структура. Классификация вопросов по разным основаниям. Основное предназначение и виды ответов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии знания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.

Вопрос и ответ -- две противоположности единого целого: вопрос есть обращение, требующее ответа; ответ есть высказывание, вызванное вопросом. Раздел современной логики, исследующий логико-семантические свойства вопросно-ответных комплексов, называется эротематической (от греч. erotematikos - в форме вопроса) или интеррогативной (от лат. interrogativus -- вопросительный) логикой.

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

1. Сущность и логическая структура вопроса

Вопрос - языковое выражение, фиксирующее стремление человека к устранению сомнения, колебания, неопределенности в знании и получению нового, более полного и точного знания, а также стремление к более отчетливому пониманию некоторого положения дел, текста или мыслей собеседника. В отличие от имен и высказываний, закрепляющих знания, вопросы фиксируют различного рода потребности, которые возникают в процессах познания или общения между людьми, их постановка связана с различными трудностями и противоречиями в познании и общении Берков В.Ф. Логика. - Мн.: ТетраСистем,1997. - С. 202.

В естественном языке вопрос выступает чаше всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение (например риторическое) является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они обладают всеми признаками вопросов, но совершенно не содержат побуждения к ответу и по существу являются высказываниями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он ученый?» содержится утверждение, что он не ученый или плохой ученый, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые, также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение («Не хотите ли чаю?»), резкое побуждение («Может быть, подвинетесь немного?»), угрожающее запрещение («Что за шум?»), увещевание как разновидность призыва («Ребята, не Москва ль за нами?») и пр. В то же время, вопрос может быть выражен не только вопросительным предложением. В социологических исследованиях, например, широко используются незаконченные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества ответов и т.д.

Логическая структура вопроса в общем виде такова: а) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; б) в нем содержится некоторое предпосылочное знание; в) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Например, задавая вопрос «Кто совершил первое кругосветное путешествие?», мы ставим задачу указать неизвестное нам имя человека, который первым совершил кругосветное путешествие.

Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко категориальный, т.е. предельно обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно совершил первое кругосветное путешествие, мы направляем поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний, наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. Точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является признаком хорошей постановки вопроса.

Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто первым совершил кругосветное путешествие?», не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существовал человек, впервые совершивший кругосветное путешествие. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать совершившим первое кругосветное путешествие.

Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

Важно, наконец, отметить, что вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.

2. Виды вопросов

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными или скрытыми Демидов И.В. Логика. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 107-108. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Летом 1914 г. началась развязанная империалистами первая мировая война. На территории Беларуси с августа 1915 г. развернулись военные действия»,- мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного возникает желание спросить: «Почему территория Беларуси оказалась в зоне военных действий?», «Почему военные действия развернулись на территории Беларуси только с августа 1915 г.?», и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

В структурном плане вопросы подразделяются на простые и сложные. В противоположность сложному вопросу простой не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью союзов «и», «или», «если, то» и др. Например: «Между какими странами было заключено Мюнхенское соглашение 1938 г. и к каким последствиям оно привело?» Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

Смысл союзов, образующих сложные вопросы, не тождественен смыслу соответствующих союзов в логике высказываний, где они являются функторами, образующими сложные истинные или ложные высказывания из простых истинных или ложных высказываний. Вопросы же не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными, т.е. корректными или некорректными.

Среди простых вопросов правомерно различать открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы не связывают отвечающего строгими рамками и позволяют давать ответы в свободной, непринужденной форме. Поэтому они обладают неоднозначным смыслом. Открытыми являются обычно вопросы в экзаменационных билетах. Такого же характера, например, вопросы: «Что вы можете сказать о положении на Ближнем Востоке?», «В чем тайна «Бермудского треугольника»?». Постановка открытых вопросов, как правило, отличается значительной неопределенностью в своих требованиях к структуре и содержанию ответов и предоставляет отвечающему возможности для «маневра», дополнения изложенного материала новой информацией.

Закрытый вопрос строго лимитирует отвечающего, ставит его в жесткие условия и требует точного и определенного ответа в виде одного-единственного повествовательного предложения. Это достигается путем четкого указания на категорию (множество), к которой принадлежит ответ (искомый объект), и поэтому хотя бы в общих чертах уже известно, что требуется вопросом.

По способу запроса неизвестного выделяется также два основных вида вопросов. Для вопросов первого вида (часто их называют вопросами к решению) характерно то, что ответ или его отрицание является элементом структуры вопроса и находится под вопросительным знаком. Постановка таких вопросов сама по себе исчерпывает все возможности, среди которых следует искать ответ. Например, постановка вопроса «Существовала ли Атлантида?» предполагает две возможности ответов - либо «да», либо «нет» (вопросы подобного рода называются дихотомическими). В других случаях таких возможностей может быть больше, как, например, при постановке вопроса «Канада является колонией, доминионом или независимым государством?»

В вопросах второго вида (вопросах к дополнению) намечена лишь схема ответа, называемая основой вопроса (ее не следует смешивать с логической предпосылкой вопроса). Здесь возможные ответы не содержатся под вопросительным знаком, и часто неясно, сколько их может быть вообще. Например, «Кто является первым космонавтом?», «Как возводится в квадрат сумма двух чисел?». Основа первого вопроса выражается схемой «х является первым космонавтом», второго - «Сумма двух чисел возводится в квадрат способом х». Основа вопроса превращается в ответ при подстановке вместо переменной х, называемой неизвестной вопроса, имен (простых или сложных), обозначающих предметы в соответствующей предметной области. Эта предметная область называется областью неизвестной вопроса. В разговорном языке она выделяется вопросительными словами или частицами. Граница области неизвестной является границей вопроса, отделяющей его от других...

Другие файлы:

Шпаргалка. Логика
Описание: В предлагаемом издании представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по логике.Ответы на экзаменационные вопросы даны в соответст...

Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии
В учебном пособии впервые в отечественной педагогике предпринята попытка пропорционально и системно представить все основные разделы классической логи...

Формы мышления
Предлагаемый вниманию читателя тематический сборник является продолжением книги "Диалектическая логика. Законы мышления" (М., Изд-во АН СССР, 1962). О...

Суждения в логике
Классификация суждений, их схем и принятых в логике обозначений. Распределение терминов и изображение их соотношения с помощью круговых схем Эйлера. У...

Виды суждений в логике
Суждение как отображение действительно существующих существенных связей и отношений между предметами. Общая характеристика суждения, субъект атрибутив...