Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Возрождение свободы человека как ценности выбора быть Творцом Будущего

Тип: доклад
Категория: Философия
Скачать
Купить
Свобода личности как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор, двойственность ее проблематики. Основное противоречие человеческой природы – внутренний конфликт с самим собой, проблема выбора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Международная Научна Школа Универсологии

Институт Социосистемологии и технологий расширения сознания

Возрождение свободы человека как ценности выбора быть Творцом Будущего

Тригубенко Лина Васильевна

Свобода - это одна из древнейших категорий постижения природы человека, сущность и диапазон проявления которой исследовалась мыслителями всех времен и народов. Однако стоит отметить, что современные источники исследований понятия свободы практически не опираются на те «жемчужины» вневременной мудрости и мировой культуры, которые глубинно и целенаправленно характеризовали свободу как основу жизни, строящуюся по законам природы, обеспечивая человеку Право быть счастливым. В этих же источниках данное понятие не только провозглашалось, но так же и раскрывалось во всей полноте, - в его детерминированном субъективном характере (желание свободы для себя), соединенным с общекосмическим порядком формирования жизни (желание свободы для всех). Мы же сегодня должны создать алгоритм освобождения человека от наслоений догм и стереотипов прошлой эпохи, а так же пут невежества относительно его истинной природы, уникальности предназначения и творческой миссии в жизни окружающего мира.

Как показывала древняя философия развития, и как доказывает сегодня причинно-системный анализ (напр., на основе теорем о неполноте Курта Геделя), что в отрыве от макромира (большей системы жизни - внешний мир, частью которого является сам человек), понятие свободы для человека теряет смысл. Мы с вами - неотъемлемое звено беспредельного Потока Жизни, как бы мы его не назвали - окружающий мир, космос, вселенная.

Но поскольку человек становится замкнутым на ограниченной, не связанной единой логикой развития всеобщности, системе представлений о мире, то он начинает одностороннее развиваться - ставит себя в центр развития всех событий Жизни. Он как бы замыкает на себя весь жизненный поток и блокирует его течение, нарушая всеобщий энергообмен окружающего мира, в котором человек - лишь звено, хоть и чрезвычайно важное и ценное. Что неизбежно ведет к проблематизации в жизни самого этого человека и человечества в целом. Что мы сегодня и наблюдаем в реальной угрозе глобальных проблем цивилизации, которые уже опасно проявлены. Ведь любая замкнутая система приводит к заужению спектра возможностей быть полноценно включённым в многообразие жизни, а значит, и быть счастливым.

Но любое разрушение претит глубинной природе, предназначению и Миссии Человека! Ведь в общекосмическом устройстве нашей жизни Человек - есть Принцип Единения и Интеграции как высшего причинного плана жизни, так и мира феноменального - того проявленного мира, в котором мы с вами живём (мир следствия жизни). Человек - проводник между этими мирами!

Поэтому человек находился в извечном поиске золотой середины между личными желаниями и необходимостью, которой наделяло его общество, окружающий мир, природа. Отсюда и острота понятия «Свобода» для человека.

Согласно Большой Энциклопедии 2004, Свобода личности - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

В этой классической трактовке Б-Э заключается двойственность проблематики свободы. С одной стороны, и это - справедливо, понятие свободы неотделимо от понятия выбора. И Личность имеет свободу каждое мгновение делать выбор! Даже, если этот выбор - против законов общества и природы! Это и есть проявление Закона Свободы Выбора! Но, с другой стороны, к этому непреложному Праву есть и Ответственность перед жизнью.

Каждый миг, совершая выбор и реализуя своё право на это, человек формирует альтернативность развития, за что несёт ответственность, следствием которой на начальных этапах становится лишь страдание. Так до тех пор, пока человек не проживёт всю полноту опыта и не придёт САМ (в этом тоже - его Право!) к пониманию, что выбор, сделанный ради себя, всегда приведёт к страданию... В итоге получает жизнь как «Путь страдания». Но только через такое осознание начинается Путь Человека как Ученика, где Учитель - сама Жизнь! Он начинает УЧИТЬСЯ делать выбор, исходя из общей пользы, а не только своей личностной заинтересованности, т.е. интересов другого человека, семьи, любого коллектива, большего мира, надсистемы, Души и т.д.. Тогда он становится быть способным реализовывать свою Волю Творца, а не своеволие духовно незрелой и инфантильной, эгоистичной личности. Потому что только с позиции Плана более высокого, нежели интересы Личности, можно не ошибиться, делая выбор только одного полюса жизни.

Проблема даже не в том, что человек в принципе делает выбор ради себя, а в том, что делая такой выбор - "Я" ("для меня"), человек автоматически приводит в действие проявление другой полярности - "не Я". Так рождается первая и главная причина страдания человека - разделённость с миром. А стремится каждый из нас, как раз, познать опыт реализации своего предназначения на основе Единения, интеграции - слияния с миром. Любви же все хотят?! А Любовь и есть - слияние, растворённость, единый поток... Увы! Пока человек не знает «Кто Я?» и «Зачем Я?», он будет идти "через боль ошибок трудных", постигая вновь и вновь смысл своего существования в этой жизни.

Но тогда, какой смысл в существующей социальной системе самоопределения человека, если он, не смотря на всю мировую систему образования, воспитания и культуры сегодня, так и не ЗНАЕТ главного - миссию своего рождения, как части человечества в едином планетарном организме.

Миссия 4-го царства природы (после минерального, растительного, животного): человечества - быть «кровью земли», которая обеспечивает обменные процессы и наполняет энергией развития все формы земной жизни. В результате ныне гибнет экология Земли, разрушаются все связи экосистем. Мы же так до сих пор и думаем, что являемся «Покорителями природы».

А наше непонимание Миссии приводит, как следствие, к невозможности исполнения своего Предназначения - Укреплять и развивать Древо Жизни - фамильное древо, родовое, народное, общецивилизационное, т.е. через тех и там, кто и где нас родил. Неисполнение предназначения человека приводит к уничтожению нравственности и эволюционного вектора морали во всех сферах общества, делая из человека социопатическую личность и изолируя его от всеобщего потока разумной космической жизни.

Воистину, философия гедонизма в обществе потребителей и эгоистов, живущих своими собственными потребностями и удовольствиями, где даже выполняемая работа делается, чтобы получить возможность еще больше потреблять, удовлетворять себя и властвовать, привела человечество к обесцениванию самой жизни, вводя в моду вечные 3 порока: удовольствия, деньги, власть! Это и есть антитезис свободы, и в то же время, в существовании этих 3-х пороков как раз и проявляется действие свободы выбора!

Свобода это не просто древнейшее понятие, оно - "чисто человеческое", особенно в том контексте, в котором мы его постигаем в данном курсе. Мы ведь хотим его понять для себя - что этот дар несёт именно человечеству? В дочеловеческих царствах (минеральное, растительное и животное) эта проблема ЕЩЁ не стоит. Жизнь там детерминирована изначальной заданностью. А в высших царствах (причинный план жизни) - УЖЕ нет той остроты, там всё растворяется в организованном самотворящем Потоке Жизни. И только здесь мы мучаемся поиском ответов на вопрос: что это такое, как правильно раскрыть тайну свободы и что потом с этим делать?!

Когда прикасаешься к этой теме, понимаешь, что стоишь перед самой таинственной «дверью» в судьбе человека. Ведь, если найдётся заветный ключ, то в жизнь войдёт то, чего он жаждет больше всего на свете. Ах, это сладкое слово - свобода, она так манит своими возможностями! Свобода быть собой: свобода любить или не любить, жить так, а не иначе, свобода - выбирать...

Но почему же тогда, если человек так любит свободу, он не может вполне её реализовать? Почему эта заветная дверь к счастью так и остаётся для большинства человечества закрытой? Почему при таком внутреннем порыве к свободе, и любви к ней, человек не способен преодолеть свой СТРАХ перед ней?

Да, именно страх! Именно этот страх вскрывает основное противоречие человеческой природы - внутренний конфликт с самим собой. Человек ищет свободы, но предпочитает (сознательно либо бессознательно сам делает такой выбор) впадать в рабство и даже любит его - «человек есть царь и раб». Здесь речь не идёт о социальных категориях и занимаемых статусных нишах. Это вопрос состояния сознания человека. Ведь в истории развития человеческого семейства положение «господина» так же не давало той истинной свободы Духа, к которой стремится каждый человек. Сознание господина столь же рабье, как и того, кто ему подчиняется. Они взаимозависимы изначально.

В этом есть проблема структуры сознания. Представляется существование трёх состояний сознания человека, трёх структур, которые можно обозначить как «господин», «раб» и «свободный». «Господин и раб коррелятивны, они не могут существовать друг без друга.

Свободный же существует сам по себе, он имеет в себе своё качество без коррелятивности с противоположным ему. «Господин» есть «для себя существующее сознание», но которое через другого - через «раба», существует для себя. Если сознание господина есть сознание существования «другого для себя», то сознание раба есть «существование себя для другого». Сознание же свободного есть сознание существования «каждого для себя», но при свободном выходе из себя к другому и ко всем. Предел же рабства есть отсутствие его осознания».

Воз...

Другие файлы:

Свобода человека
Понятие свободы, интерпретация ее идеи в различные эпохи (Средневековье, Возрождение, Реформация). Внешняя свобода и отказ человека от чего-то внешнег...

Свобода морального выбора и нравственная ответственность личности
Проблема свободы и ответственности в философии. Понятие и происхождение морали. Проблема моральной ответственности личности. Моральные ценности, их вл...

Высшие моральные ценности. Общая характеристика
Добро и свобода как нравственные ценности. Исследование особенностей нравственного конфликта и моральной оценки. Характеристика элементов и норм морал...

Принцип свободы договора
Философский смысл свободы в контексте договорных отношений. Сущность и значение принципа свободы договора, его содержание (свобода заключения, условий...

Конституционный статус человека и гражданина РФ
Понятие гражданства. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Личные права и своб...