Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Бритва Оккама

Тип: доклад
Категория: Философия
Скачать
Купить
Современная социологическая трактовка социальной философии. Базис методологического редукционизма, принцип бережливости или закон экономии. Значение термина "бритва". Понятие "Бритвы Оккама". Проблема границ, пределов общетеоретических категорий.
Краткое сожержание материала:

Министерство образования т науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Башкирский государственный университет

БАКБП при БашГу

Кафедра «Управление качеством»

ДОКЛАД

По дисциплине КСЕ

На тему: Бритва Оккама

Выполнил: студент гр ЭУП-01-09

Мисюков К.Н

Проверил : ассистент кафедры УК

Нурутдинов А.А

Уфа 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Принцип достаточного основания

2 Исторический экскурс

3 Значение термина «бритва»

4 «Бритва Оккама»

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Есть проблемы, которые постоянно стоят, являются неизменно актуальными, настойчиво требуют решения, но, к сожалению, почти никогда полностью не решаются. К ним, надо полагать, можно отнести проблемы «естественных» границ, рамок компетентности, строгости (точности) использования общенаучных, философских терминов, категорий, а также особенности их взаимной связи. В основе всех суждений об обществе находится известное, довольно ограниченное число существенных понятий, наиболее общих социально-исторических категорий. Среди них особо выделяются такие понятия, как культура, цивилизация, социология, антропология, аксиология, информация и некоторые другие. Эти категории, порожденные, несомненно, реалиями общественной жизни, потребностями отражения ее наиболее важных явлений и процессов, оказались сегодня в весьма неопределенном состоянии, далеком, в частности, от их однозначного толкования. Известно ведь, что каждая из них насчитывает уже до ста и более определений. Эти категории берутся нередко обособленно, в отрыве от других, а их границы расширяются до такой величины, что все они оказываются вдруг совершенно несопоставимыми и несовместимыми.

Нельзя отрицать того, что категории никогда не закрепляются в одной, неизменной форме: они создаются и пересоздаются, всегда как-то и в чем-то изменяются, отражая тем самым свою зависимость от времени и социального пространства. Однако это совсем не означает, что все наличные категории должны находиться в «свободном плавании». Напротив, всегда была и будет необходимость их взаимного согласования, их приведения в соответствие с определенной, организованной системой концептов.

В настоящее время ситуация выглядит настолько неопределенной и запутанной, что теория культуры, к примеру, «оказалась -- по словам американского антрополога, доктора философии Меггерс Бети Джейн, -- в состоянии полнейшего упадка». По прогнозу американского философа культуры Дж.К. Фейблмана, только будущий постнаучный культурный тип в истории общества (который является у него последним, завершающим в ряду шести других типов) приведет к тому, что «слова будут иметь лишь одно значение, ими будет передаваться лишь точный смысл».

Короче говоря, на мир широких понятий нужно как-то распространить модную ныне экологию, сделать его экологически «чистым», рациональным, более соотносимым с потребностями структурно-системного знания об обществе.

1 ПРИНЦИП ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

«Бритва Оккама» -- методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама 1285--1349. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. Однако то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он всего лишь сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного основания». «Бритва Оккама» -- это лишь название принципа, а не его атрибуция (указание на авторство).

Бритва Оккама используется в науке по принципу: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым -- через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С, а вторым -- через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, то сущность D лишняя, и верным является первый способ (который может обойтись без привлечения лишней сущности).

2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В издании «Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by Philotheus Boehner» (New York, 1957) специалист по истории средневековой философии Филотеус Бёнер сообщает, что чаще всего «Бритва Оккама» даётся автором в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (лат. Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Более определённо Оккам выразился так «множественность никогда не следует полагать без необходимости» но всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, -- это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания.

Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate[1]) в произведениях Оккама не встречается не каких других источников.

В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают более общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них.

Содержание принципа можно упрощённо свести к следующему: не надо вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами. Сейчас этот принцип -- мощное орудие научной критической мысли. Сам же Оккам сформулировал этот принцип как подтверждение существования Божия.

3 ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «БРИТВА»

В философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать («сбривать», от англ. shave away) маловероятные, неправдоподобные объяснения какого-либо явления. Shave в качестве существительного имеет кроме прочих значение «мистификация», «обман», отсюда глагол shave означает «мистифицировать», «обманывать»; прибавка away (shave away) означает обратный процесс, то есть установление истины. Однако, в общеупотребительной лексике глагол shave значит «бриться». А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие (razor), то и на «инструмент» установления истины было перенесено это же название. Примеры других «бритв»: Принцип фальсифицируемости Поппера, Бритва Хэнлона.

4 «БРИТВА ОККАМА»

Методологический принцип, сформулированный средневековым англ. философом и логиком У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Оккам направлял этот принцип против распространенных в то время попыток объяснить новые явления введением разного рода «скрытых качеств», ненаблюдаемых «сущностей», «таинственных сил» и т.п. «Б. О.» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений. Принцип простоты проходит через всю историю естественных наук. Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности, И. Ньютон выдвигал особое методологическое требование «не излишествовать» в причинах при объяснении явлений.

Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения, простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения, независимость таких допущений и т.д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.

В логике стремление к «экономии исходных допущений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из остальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода. С «Б. О.» определенным образом связано и следующее обычное требование к доказательству: в числе его посылок не должно быть «лишних утверждений», т.е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса. Это требование «экономии посылок» не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определение доказательства. Доказательство с «излишними» или чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из сказанного видно, что сегодня настоятельно требуется участие Уильяма Оккама, его «бритвы» в решении означенных проблем. Что завещал нам английский философ XIV в.? Представитель позднего номинализма, критик схоластического реализма У. Оккам провозгласил знаменитый «принцип бережливости», названный «Бритвой Оккама». Сущности, заявлял он, не должны умножаться сверх необходимости, бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего. «Бритва Оккама», будучи одним из ранних лозунгов эмпиризма, предполаг...

Другие файлы:

Бритва Оккама
Базис методологического редукционизма. Получение истинной характеристики объекта или явления без лишних подробностей, но без потери смыла с помощью бр...

«Бритва Оккама»

Теория познания У. Оккама
Актуальность. Вопросы истины, возможности познания этой истины всегда интересовали умы философов, от античности до наших дней. Которые в свою очередь...

Научный метод познания. Ключ к решению любых задач
В книге детально изложен научный метод познания, применяемый учеными при научных исследованиях. Рассмотрены критерий Поппера, принцип достаточного осн...

Опасная бритва Оккама
Современная классическая футурология обещает миру три генеральных сценария: либо продление счастливого рыночного настоящего, либо "неофеодальная" утер...