Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Белорусская интерпретация интеллектуальной истории развития Европейской философии

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Национальная философия Беларуси и ее роль как теоретико-методологической основы национально-культурной идентичности. Феномен философской справедливости Ф. Скорины. Мировоззрение Н. Гусовского. Национальная философия и органический глобализм Н. Лосского.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа

Белорусская интерпретация интеллектуальной истории развития Европейской философии

Содержание:

1. Феномен философской справедливости Ф. Скорины

2. Глобальное мировоззрение Н. Гусовского

3. Национальная философия Н. Лосского и его органический глобализм

Литература

1. Феномен философской справедливости Ф. Скорины

Национальная философия Беларуси в контексте современных глобальных процессов играет важную роль в качестве теоретико-методологической основы национально-культурной идентичности. В условиях трансграничных социокультурных взаимодействий она призвана эффективно осуществлять гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений внутри нашей страны. Перед ней в новых условиях со всей актуальностью встает задача обоснования философских принципов становления рационального, основанного на строгих доказательных знаниях, и аксиологически детерминированного мировоззрения. Рассматривая становление белорусской национальной философии в исторической перспективе, приходится признать, что в ней заложен обширный потенциал координации и диалога разнообразных интеллектуально-культурных систем народов Центральной и Восточной Европы как основы общего ценностно-смыслового пространства. Уже в эпоху своего становления белорусская национальная философия соединила в себе этнокультурное своеобразие со стремлением к передовым достижениям европейского культурного наследия, выраженным, в частности, в философии Возрождения. Типичный образец такого рода представляют собой рассуждения известного белорусского мыслителя Ф. Скорины (1490-1551) о сущности справедливости.

Эпоха Возрождения является важной вехой в развитии мировой духовной культуры, во многом предопределившей научно-технический переворот современности. Распространение ренессансных идей на землях Центральной и Восточной Европы в XV-XVI вв. оказало непосредственное влияние на процессы формирования белорусского этноса, послужило стимулом созидательной деятельности белорусских гуманистов и просветителей. В частности, рассуждения Ф. Скорины о справедливости дают наглядный пример того, как духовные ценности эпохи Ренессанса находят свое выражение посредством белорусского народного языка, приобщают славянское население Великого княжества Литовского к передовым достижениям западноевропейского социума.

Феномен культуры Возрождения представляет собой необходимый этап развития человеческой цивилизации. Его специфика отражена в самом названии, - это возрождение, восстановление того уровня науки, искусства и философии, который был достигнут в эпоху античности, однако исторически оказался во многом утрачен в период «переселения народов» и распада Римской империи, повлекших интеллектуальный упадок раннего средневековья. При этом, вооружившись более передовыми достижениями технологии, мыслители Возрождения продвинулись в изучении окружающей природы значительно дальше своих античных предшественников, заложили основы естествознания современного типа. В области духовной жизни им удалось во многом преодолеть ограниченность догматического средневекового теоцентризма. На основе концепции «пантеизма» (отождествлявшей понятия «Бога» и «Природы») философия Возрождения сумела наполнить религиозную веру живым содержанием, обратить ее к человеку («гуманизм»), использовать для распространения возвышенных нравственных идеалов. Интерес к природе и человеку проявлялся во всем, не только в возвышенных философских исканиях, но и в материальной культуре, в художественном творчестве: «Ренессанс, как реакция на средневековый теоцентризм, вносит изменения во все области человеческой деятельности» [1, с. 94]. Так в живописи и скульптуре Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля библейские сюжеты соединяются с портретными изображениями реальных людей; литературные произведения Данте, Боккаччо помещают священнослужителей в конкретные жизненные ситуации, зачастую в ко-мическеом контексте. Белорусские мыслители XV-XVI вв. испытали в полной мере воздействие пантеистических тенденций философии Возрождения, использовали религиозные тексты для просвещения широких народных масс, развития национального языка и формирования новых этнокультурных традиций.

Как известно, Ф. Скорина, уроженец белорусского города Полоцка, изучал «свободные искусства» в Кракове (Польша), а затем в университете Падуи (Италия) получил ученые степени доктора философии и медицины, приобщился к передовой ренессансной культуре. В дальнейшем, занимаясь книгопечатанием и просветительством, Скорина вычленил в библейских текстах их нравственно-этический аспект; отступая от узкого догматизма, он видел в них источник популяризации научно-гуманистических идей справедливости. «И что ест, чего в псалмах не найдешь? ... Там ест справедливость. Там ест наука всякое правды. Там ест мудрость и разум досконалый» [2, с. 17-18]. Испытывая влияние философии Возрождения, Скорина в своей трактовке справедливости широко использует античные реминисценции, рассматривает указанную категорию в контексте «теории добродетели». Подобно древнеримским стоикам (Сенека, Марк Аврелий), белорусский философ определяет добродетель через «золотое правило» нравственности, предписывает «то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети» [2, с. 62].

Скорина четко разграничивает «неписанные» законы, заложенные в самой человеческой природе и постигаемые интуитивно, посредством разума и морального чувства справедливости, и возникающее на их основе «публичное право», зафиксированное в письменных законодательных актах (земское право, религиозные заповеди и т.п.). Он подчеркивает, что «кажный человек, имея розум, познаеть иже несправедливость и иныя тым подобныя злая быти, понеже сам таковых речей от иных не хощеши терпети» [2, с. 62], и в этом все люди схожи между собой. В то же время, записанные законы имеют свою специфику для разных стран и народов; поэтому философ должен подняться над национальными и религиозными противоречиями, обратиться к первоначальным общечеловеческим истокам справедливости.

Все люди «только в том хотят сязгожати, абы были права их, или закон справедливый» [2, с. 64]. Скорина не просто переводит Библию на белорусский язык (славяноязычные канонические переводы уже существовали в рамках православной конфессии со времен Кирилла и Мефодия). Он стремится обогатить национальную культуру, возродить в широких массах интерес к научно-рационалистическому наследию античной цивилизации, реализовать тем самым основополагающие ренессансные интенции. Рассуждения белорусского мыслителя о понятии «справедливость» в значительной мере могут трактоваться как вполне репрезентативные реминисценции этики и философии Возрождения, привитые на белорусскую почву в рамках общего становления духовной культуры стран Центральной и Восточной Европы.

Анализируя на примере рассуждений Ф. Скорины о справедливости особенности формирования и развития этико-философской мысли Беларуси, необходимо отметить, что она диалектически сочетает национальный элемент с общеевропейским и общечеловеческим духовным наследием, религиозный аспект (на основе межконфессионального диалога) с творческим стремлением к реализации научно-рационалистического эвристического потенциала. Подобные историко-философские феномены требуют подробного изучения и более глубокого осмысления, поскольку именно они способны идеологически обеспечить новое качество взаимопонимания и сотрудничества между государствами Центральной и Восточной Европы. Стратегия и конкретные пути трансграничного сотрудничества в области возрождения, систематизации и продвижения в научно-образовательную практику общих ценностей историко-культурного наследия региона неизбежно строятся на адекватном осмыслении универсальных этико-философских критериев справедливости.

2. Глобальное мировоззрение Н. Гусовского

В период, когда происходит нарастание разного рода разрушительных процессов в современном обществе, население Беларуси, да и России, демонстрирует безразличие, например, к состоянию природной среды, т.е. оно согласно жить «в гармонии» с ее ухудшающимися состояниями. Не возмущается оно и тем, что происходит деэкологизация системы образования и общественного сознания.

Но данные вопросы выходят за рамки отдельных стран и народов. В настоящее время они приобрели планетарную значимость. В этом плане заслуживают внимания суждения видного французского философа и социолога Э. Морена. Для ЮНЕСКО им подготовлен документ, в котором изложены основные направления совершенствования современной системы образования. Текст документа переведен на многие языки мира, в том числе и русский. Морен считает, что современное образование «должно быть направлено на то, чтобы концентрически связывать все родное для нас: семейное, региональное, национальное, европейское - и интегрировать все эти сферы в конкретный универсум земной родины». Далее им обращается внимание на важность постижения людьми творческого наследия и культуры своих стран для решения современных проблем: «Только черпая ресурсы в своем прошлом, - пишет он, - группа людей заряжается энергией, для того, чтобы безбоязненно встречать настоящее и готовиться к будущему. Стремление к лучшему будущему должно дополнять, а не противостоять обращению к накопленному в прошлом опыту. Жизнь каждого человека или каждого коллектива должна поддерживаться в результате непрерывной циркуляции между его прошлым, где он, ощущая связь с предшественниками, удостоверяет свою идентичность, его настоящим, где он заявляет о своих потребностях, и будущим, куда он проецирует свои стремления и направляет усилия» [1, с. 66].

Для современных жите...

Другие файлы:

Pax naturalis. Социокультурные импликации понятия природа в европейской философии
В монографии показано, что идея природы в интеллектуальной истории европейской культуры легла в основу особой - натуралистической модели символической...

Осмысление понятия "смысловой матрицы культуры" на материале философии В.С. Стёпина
Интерпретация Стёпиным "смысловой матрицы культуры" в русле критического осмысления европейской культуры Нового времени. Содержание основных категорий...

История новой философии в 10 томах
В настоящем издании впервые на русском языке в полном объеме (10 томов) представлен фундаментальный труд «История новой философии» Куно Фишера (1824 -...

История новой философии т. 2
фундаментальный труд «История новой философии» Куно Фишера (1824–1907) до настоящего времени сохраняет свою ценность как руководство для изучения исто...

История новой философии т. 1
Фундаментальный труд «История новой философии» Куно Фишера (1824–1907) до настоящего времени сохраняет свою ценность как руководство для изучения исто...