Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Аристотель. Его жизнь, научная и философская деятельность

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Детство и юность Аристотеля, получение образования, личная жизнь. отношение Аристотеля к своим рабам. Его философские воззрения и их отличие от философии Платона. Учение о мире и человеке, органической природе, душе. Общее значение его деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования Российской Федерации

Читинский Государственный Университет

Реферат

Аристотель.

Его жизнь, научная и философская

деятельность

Чита 2009 г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

БИОГРАФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Данте воспевает Аристотеля, как «великого учителя сведущих, мощного мертвеца, торжественно шествующего по сумрачным чертогам невидимого мира»…

Более двух тысяч лет прошло со времени рождения Аристотеля; но он все еще живет среди нас своими мыслями, и «сведущим» все еще есть чему у него поучиться. Трудно указать область знания, в которой Аристотель не оставил бы следа, уцелевшего до настоящего времени. Каковы бы ни были наши мнения о его заслугах в области отдельных наук, мы должны признать беспримерной его сильную, более или менее деспотическую власть, продолжающуюся десятки столетий, признанную в Багдаде и в Кордове, в Египте и Британии и оставившую многочисленные следы своего влияния в языке и образе мыслей каждой цивилизованной нации.

Жизнь Аристотеля - это не то, что биографии даже таких ученых, как Гумбольдт и Дарвин, о которых можно думать, что-то о них будет известно через две тысячи лет, и стараться отыскать в них ту частицу, которая «тленья избежит». Имя же Аристотеля ставит нас лицом к лицу с самым величавым зрелищем, которое может представиться глазам мыслящего человека: 63 года земной жизни со всеми ее обыкновенными радостями, печатями и болезнями и две тысячи лет загробной жизни!

БИОГРАФИЯ

Аристотель родился в Стагире, недалеко от Афонской горы, в 384 году до Рождества Христова. Отец его, Никомах, был придворным врачом при Аминте, царе Македонском; Никомах происходил из семейства, в котором врачебное искусство переходило из рода в род. Занятие отца имело большое значение в жизни и деятельности Аристотеля. Стремление к наблюдению природы было у него в крови. Отец был его первым наставником и передал ему свои познания в естествознании и медицине. Пятнадцати лет Аристотель лишился своих родителей, и заботы о нем принял на себя опекун его, Проксен. Проксен был родом из Атарнеи, но жил в Стагире. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были чрезвычайно дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие; таким образом, Аристотель в юности привык много читать, а это в то время было большой редкостью.

Из того немногого, что нам известно о юности Аристотеля, он представляется нам юношей в высшей степени пылким, который в жизнь вошел «с неробким упованьем». Македонский двор, где провел он свое раннее детство, оказал на него большое влияние; Аристотель привык видеть людей, приобрел уменье обходиться и с низшими и с высшими.

После смерти родителей Аристотель жил у своего опекуна в Стагире. В Стагире было легко и удобно заниматься естественными науками, то есть наблюдать явления природы; к этому располагала Аристотеля тихая жизнь города, мягкий климат, роскошная природа и влияние Проксена, во всех отношениях заменившего ему отца. Под руководством Проксена начал он собирать редкие растения и сравнивать между собой животных. Итак, прежде, чем окунуться в умозрительные науки, Аристотель приобрел большой навык наблюдать и записывать факты, делать разные догадки относительно законов природы и проверять их с помощью опыта.

По своему образованию и языку Аристотель был грек и питал в юности симпатии к народным учреждениям, но в то же время он был подданным македонского государя. Это обстоятельство имело большое влияние на дальнейшую жизнь Аристотеля и его философскую и научную деятельность.

Как ни любил Аристотель свою очаровательную, хотя полуразрушенную Стагиру, его, однако, неудержимо влекло в Афины. Афины все-таки были центром умственной жизни и сохраняли долгое время свою нравственную власть и свое величие.

И в Македонии, и в Стагире Аристотель слышал рассказы об афинских мудрецах, о Сократе и Платоне. Но Аристотелю не хотелось явиться в Афины малообразованным, неподготовленным; он откладывал свой отъезд и, наконец, решился отправиться, когда Проксен передал ему всю свою мудрость. В этом поступке рано обнаружилась ты сдержанная страстность, которая составляла отличительную черту характера Аристотеля. Итак, в 367 году до Рождества Христова он отправился завершать свое образование в Афины. И прибыл туда как раз не вовремя. Платона Аристотель там не застал; он в это время на три года уезжал во второй раз на Сицилию. Это неприятное событие в жизни Аристотеля имело, однако, очень важные и хорошие последствия. В Афинах Аристотель нашел много людей, прекрасно знакомых с греческой философией вообще и с учением Платона в особенности. Не теряя времени, он принялся за изучение философии. К приезду Платона он был уже хорошо знаком с основными положениями его философии. Может быть, этим объясняется то, что Аристотель не подпал совершенно под влияние учения Платона, а мог отнестись к нему критически.

Аристотель провел в обществе с Платоном семнадцать лет. Есть основание думать, что Платон любил своего гениального и непокорного ученика и не только передал ему все свои познания, но перелил в него всю свою душу. Между учителем и учеником образовалась самая тесная связь со всеми ее необходимыми последствиями - временными размолвками, горячим примирением и т.д.

Крайняя живость Аристотеля возбуждала в Платоне постоянное желание его сдерживать. Аристотель же с юности своей не приучен был к лишениям и стеснениям, имел свои привычки и нравы, иногда не входившие в кодекс греческого философа. Аристотель не терпел, что ему предписывали - как есть, пить и одеваться. Он любил женщин, хотя невысоко их ценил, и, вопреки обычаю, не находил нужным скрывать первого. Всем этим Аристотель вооружил против себя афинян, не желавших признать его за истинного философа.

Аристотель, не терпевший стеснений, никогда не предавался излишествам; он знал медицину и в Афинах оказывал медицинскую помощь, когда за ней к нему обращались.

До смерти Платона Аристотель не открывал своей школы, хотя философские его воззрения давно были разработаны со всеми подробностями. Несмотря на это, он учил только риторике. Таким образом, около двадцати лет Аристотель жил, занимаясь «кабинетным трудом».

В 348 году до Рождества Христова, в год смерти Платона, Аристотель оставил Афины для того, чтобы путешествиями дополнить свое образование.

В Атарнее Аристотель женился на младшей сестре своего друга Гермия, Пифиаде; девушка осталась после смерти брата без защиты и без всяких средств к жизни. Аристотель принял в ней братское участие, а потом их сблизило общее горе. Пифиада долго жила с Аристотелем, чувствовала себя с ним вполне счастливой; умирая, она завещала, чтобы останки ее положили в могилу любимого мужа. Пережив Пифиаду, Аристотель в завещании своем упомянул об этом желании Пифиады. Союз Аристотеля и Пифиады был тихим и дружеским. От Пифиады у Аристотеля была дочь, носившая то же имя.

После смерти Пифиады Аристотель женился на своей красивой рабыне Герпимиде, от которой родился у него сын Никомах.

Во время пребывания на острове Лесбосе Аристотель получил приглашение от македонского царя Филиппа приехать в Македонию и сделаться воспитателем его сына Александра. Воспитанию Александра Аристотель посвятил три года. Философ занимался со своим царственным учеником всеми образовательными предметами, руководствуясь при этом тем чувством меры, которое было ему свойственно всегда и во всем.

Когда Аристотелю было пятьдесят лет, он уехал в Афины и открыл там свою новую школу; прогуливаясь по тенистым аллеям, он учил два раза в день - утром и вечером; по утрам он беседовал о трудных предметах с учениками, знакомыми с началами философии, а по вечерам учил начинающих.

Итак, становится видно, что Аристотель рано принялся учиться и поздно начал учить; в этом состоит его преимущество. Исключая немногие годы, отданные Александру Великому, он всю жизнь посвятил приобретению знаний и самостоятельной работе мысли. Аристотель сам утверждает, что после пятидесяти лет умственные силы слабеют; это пора, когда надо пожинать то, что раньше посеял. Так поступил и сам Аристотель; большая часть его сочинений написана в Афинах в последние тринадцать лет его жизни. Это был такой труд, который способен был поглотить все время.

Следует также обратить внимание на отношение Аристотеля к своим рабам; Аристотеля принято считать ревностным защитником рабства. В сердце своем он не мог не признавать в них тех же людей; он заботился об их участи после своей смерти так же, как о членах собственной семьи. Поражают все житейские подробности, в которые входит этот великий человек, успевший сделать так изумительно много для отдаленных времен. Это тесное общение с действительностью и внимательное отношение ко всему окружающему составляло особенность Аристотеля, резко отличающую его от всех других философов. Что касается его отношения к рабам, то лучшим доказательством тому, что он не считал их низшими существами, служит то, что сам он женат был на рабыне, а лучший друг его Гермий был раб по происхождению.

Из Афин Аристотель уехал в Халкиду, где вскоре и умер (в 3...

Другие файлы:

Аристотель - древнегреческий философ
Исследовательские направления Аристотеля, научная деятельность. Античная система образования. Научная деятельность Аристотеля, связанная с естествозна...

Жизнь и научная деятельность Андрея Николаевича Колмогорова
Детство и отрочество Андрея Колмогорова - советского математика, одного из основоположников современной теории вероятностей. Студенческие годы А.Н. Ко...

Научная деятельность Сванте Августа Аррениуса
Ранние годы жизни, учеба, личная жизнь и научная деятельность Аррениуса. Разработка теории электролитической диссоциации. Ограничения теории Аррениуса...

Жизнь и научная деятельность Ивана Александровича Бодуэна Де Куртенэ
Зарождение научного языкознания. Методы исследования языка и учение Бодуэна Де Куртенэ о фонеме. Московская фонологическая школа. Биография и научная...

Рабдология
Жизнь, научная и изобретательная деятельность Джона Непера. Создание рабдологии (палочки Непера), направления усовершенствования. Жизнь и деятельность...