Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Аристотель о семье, рабстве и собственности

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Политическое учение Аристотеля и его чрезвычайно большая теоретическая и историческая ценность. Рассуждения о семье и собственности. Реалистичность и системность социально-политических взглядов Аристотеля. Разногласие во взглядах Аристотеля и Платона.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Петрозаводский государственный университет”

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Аристотель о семье, рабстве и собственности

Курсовая работа

студентки 2 курса

заочного отделения

Денисовой Юлии Геннадьевны

Научный руководитель: к.ф.н., доцент

Золотухина Е.В.

Петрозаводск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

аристотель платон учение

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ НА СЕМЬЮ

Глава II. РАБСТВО

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ

Глава IV РАЗНОГЛАСИЕ ВО ВЗГЛЯДАХ АРИСТОТЕЛЯ И ПЛАТОНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала для написания курсовой работы данную тему, так как Аристотель интересует меня как человек, мыслитель и политик.

Просматривая различные монографии и труды, посвященные античной истории и мыслителям того времени, мое внимание остановилось на сочинениях этого великого человека. Было интересно изучить именно его мнение о незыблемых ценностях- семье, собственности. Узнать его отношение к не менее важному в то время явлению- рабству.

В данной работе я постараюсь донести мысли и соображения Аристотеля о семье, рабстве и собственности. Прочитав множество работ авторов, которые посвятили огромное количество времени изучению трудов Аристотеля, я все- же подробно остановилась на трудах самого мыслителя и очень была поражена стилем написания и логикой мысли. Очень интересно, что многие его мысли актуальны и по сей день.

Аристотель родился в 384 г. до н.э. и умер в 322 г. до н.э.. Родился в прекрасном городе Стагир (на северо-западном побережья Эгейского моря). Зачастую в литературе его называют не Аристотель, а Стагирит.

В пятнадцать лет Аристотель лишился родителей и отправился для получения образования в Афины. В Афинах он поступил в Академию Платона, которая существовала там уже значительное, время более 20 лет. И столько же он там пробыл вначале как ученик ,а потом уже и как учитель. Платон высоко ценил и уважал Аристотеля и называл его «умом». И сравнивая Аристотеля с другим своим учеником - Ксенократом, Платон говорил что «один (Ксенократ) нуждается в шпорах, а другой (Аристотель) в узде… ».После смерти Платона Аристотель и Ксенократ покидают Афины т.к. не хотели, что бы Академией управлял племянник Платона. Много странствовал потом Аристотель и, в конце концов, вернувшись в Афины в пятидесятилетнем возрасте, он основал собственную философскую школу-Ликей. «В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по- древнегречески «перипатос», то школа Аристотеля получила свое второе название «перипатетическая»(мнение, что это название произошло от того, что Аристотель имел обыкновение преподавать прогуливаясь вместе со своими учениками, ныне оставлено ). От него происходит название членов Ликея - «перипатетики». Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.»

В кончине Аристотеля, несомненно, было нечто загадочное. И пил ли он аконит (на Востоке, и особенно в Индии, аконитом смазывали наконечники боевых стрел. Однако, при известной обработке аконит становился целебным, а именно болеутоляющим средством) как болеутоляющее желудочное средство (а Аристотель болел желудком) или, принимая аконит в большой дозе, он прекращал свои счеты с жизнью, печать тайны останется на всегда. Клевета преследовала его всю жизнь; когда он умер естественной смертью, то распустился слух, что Аристотель убил себя, не желая предстать на суд перед Ареопагом. Но Аристотель был всегда против самоубийства. И поступки его никогда не шли вразрез с убеждениями. Некоторые отцы церкви впоследствии утверждали, что Аристотель утонул, бросившись в пролив.

Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом. История чудом сохранила его сочинения. Почти все они пролежали долгое время (до 1 в. н. э.) в подземном книгохранилище, откуда были случайно извлечены, переданы в библиотеку в Афинах, затем в Рим, где и были изданы главой аристотелевской школы Андроником Родосским. Среди них можно назвать такие известные труды, как: "Политика", "Никомахова этика", "Органон". Обширное литературное наследство Аристотеля дошло до нас далеко не полностью и не все в нем составляют тексты самого Аристотеля. До нас не дошли ранние произведения Аристотеля, написанные в форме диалога, но и дошедшие ,и притом очень важные, трактаты вроде "Метафизики" представляют, по-видимому, своды различных по времени курсов Аристотеля. Весьма важны для понимания учения Аристотеля также такие его сочинения, как "О душе", "Физика", "Категории".

В современных библиотеках представлено множество работ Аристотеля, однако, в основу данной работы была положена «Политика» Аристотеля. В этом труде наиболее полно освещены вопросы, касающиеся рассматриваемой мной проблематики.

ГЛАВА I. ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ НА СЕМЬЮ

В состав государства входят отдельные лица, «ойкосы» (семьи ) и селения.

Изначально, по мнению Аристотеля, есть необходимость сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга,- женщину и мужчину в целях продолжения потомства;и сочетание это обусловлено не сознательным решением ,но зависит от естественногостремления -оставить после себя потомство. И из этой пары один заведомо будет ,благодаря своей природе и умственным способностям, властвующим. А второй ,так как он способен лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является подвластным и рабствующим.

Аристотель считает, что женщина и раб отличаются друг от друга, тем, что каждый должен заниматься своим делом. Женщина своим, а раб своим. Как сказано в его работе «Политика» Книга первая: «… женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих ».У варваров женщина и раб занимают одно и то же положение, и объясняется этот тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения - общение раба и рабыни. Исходя из указанных двух форм общения - первый вид общения семья. Соответственно, получается, общение, возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья. А уже несколько семей объединяются в селение. А общество, состоящее из нескольких селений и есть государство. Государство, которое возникло ради потребностей жизни и существует ради достижения благой жизни.

По мнению Аристотеля, «…семья состоит из элементов, совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Так как исследование каждого объекта необходимо начинать, прежде всего, с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представляет собой и каковым он должен быть…»

Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно охарактеризовать так: отцовское, брачное и господское.

Отцовское отношение характеризуются у Аристократа как власть царя над детьми. Родитель властвует над детьми в силу своей любви к ним и вследствие того, что он старше их, а такой вид власти и есть именно царская власть. Поэтому прекрасно выразился Гомер, назвав Зевса «отцом людей и богов», как царя всех их. Царь по природе должен отличатся от подданных, но быть одного с ним рода. И так же относится старший к младшим и родитель к ребенку.

Получается, так, что старший в семье - это авторитет и его все слушаются и уважают. Очень интересная мысль. Важно, что бы в семье был кто-то, к кому бы прислушивались все члены семьи. Прислушивались, опираясь на его возраст и жизненный опыт.

Брачные отношения по мнению Аристотеля-это некое сравнение между руководителем и подчиненным. Власть мужа можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми- с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить ,чем человек молодой и незрелый. Мужчина по отношению к женщине по природе своей стоит выше, женщина ниже. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Господское отношения с точки практической пользы по мнению одних, власть господина над рабом- это своего рода наука. По мнению других- сама идея о власти господина над рабом- противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, но по природе, же никакого различия нет! Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Аристотель был противником идеи о том, что по природе все люди рождаются равно свободными. Он сознательно противопоставляет свое учение о рабовлад...

Другие файлы:

Аристотель
Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городеСтагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотелякомпенсировалось тем, что он был сыном из...

Аристотель
Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городеСтагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотелякомпенсировалось тем, что он был сыном из...

Аристотель
Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городеСтагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотелякомпенсировалось тем, что он был сыном из...

Право собственности супругов
Исторический аспект права собственности супругов. Законодательное регулирование имущественных отношений в семье. Возникновение права общей и раздельно...

Аристотель (12 книг)
Аристотель (Aristotélçs) (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона и учитель Александра Македонского....