Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Материалистическая концепция человека и общества в философии Л. Фейербаха, значение природы в жизнедеятельности человека. Проблема религии в работах Фейербаха: человек и Бог. Любовь как основа нового философского понимания человека в учении Фейербаха.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Материалистическая концепция человека и общества в философии Фейербаха

2. Проблема религии в работах Фейербаха: человек и Бог

3. Любовь - как основа нового философского понимания человека в учении Фейербаха

Список использованной литературы

Введение

Данная реферативная работа посвящена теме: «Антропологический материализм Л. Фейербаха».

Актуальность выбора темы объясняется тем, что сегодня остро стоит проблема поиска путей и форм интеграции научных знаний о человеке, создания единой обобщённой концепции человека. На протяжении последнего столетия в рамках наук о человеке сконцентрировался богатейший эмпирический и теоретический материал. Анализ ситуации, сложившейся в «науках о человеке», особенно важен для современности, когда наука переходит в новое измерение - постнеклассическое. В этом новом измерении рождается и новое понимание человека. От отдельных наук сегодня идут могущественные импульсы к целостному познанию человека. И все более заметной становится тенденция вытеснения философии научными парадигмами. А рассмотрение проблемы познания бытия человека как и раньше связывают с классической философской методологией. Не учитывается при этом, что в ХХ веке наблюдается изменение тематики философского мышления. Решающими являются два преобразования: изменение понимания разума и роли субъекта, разработанные в Новое время. Опыт современности обнаруживает новую антропологическую реальность. Но понимание этой реальности, хотя и требует неклассического философского подхода, все же остается невозможным без изучения классических универсальных философских доктрин. Одной из них является антропологический материализм Л. Фейербаха, немецкого философа с мировой славой, без переосмысления наследия которого невозможно изучение современной философии.

В минувшем столетии, особенно в нашей стране доминирующей философией был материализм антропоцентрического толка, поэтому мы в нашей работе постараемся проанализировать материалистическую концепцию человека и общества, проблемы религии и любви в философии Л. Фейербаха.

1. Материалистическая концепция человека и общества в философии Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 г. в Баварии в семье знаменитого криминолога Пауля Фейербаха. Обучавшийся богословию в юности, он очень скоро перешёл к материалистическому мировоззрению и атеизму. Вдохновлённый философией Гегеля, Фейербах начал выстраивать собственную концепцию видения мира и человека в нем. После обучения в Эрлагенском университете с 1828 г. мыслитель сам выступает с рядом лекций, выпускает свои труды, главными среди которых стали «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845). Иодль Ф. Л. Фейербах. Его жизнь и учение. - М.: Либроком, 2009. - 136 с.

В центре интересов Фейербаха и, естественно, в центре всей его философии находился человек. Его учение его человеке и обществе было сугубо антропоцентрическим. Слова одного из героев произведения Горького: «Человек - это звучит гордо. Все в человеке, все для человека» Горький М. На дне. - М.: Азбука, 2011. - 256 с. могли бы стать эпиграфом к собранию сочинений Л. Фейербаха.

В своей работе «Основы философии будущего» учёный предлагает «новую» философию, изучающую, прежде всего, человека в рамках антропологии, психологии и физиологии. Человек в антропологическим материализме Фейербаха (а именно так назвали его учение в составе классической немецкой философии) - это главный предмет изучения философии и высшая ценность. Свою концепцию человека и общества философ строил по принципу физиологии (общество - это «живой» организм), в отличие от механистического понимания социального бытия предыдущих мыслителей. Человек и общество - это часть природы, а, значит, действуют они тоже по законам природы. Демина И.В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и классическая европейская метафизика // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 102-104.

Фейербах всегда подчёркивал значение природы в жизнедеятельности человека. Природе человек обязан своим происхождением и существованием. Человек является частью природы и может существовать лишь в природе, и благодаря ей. В понимании природы Фейербах был последовательным материалистом, рассматривал ее как целостный организм. «... Природа телесная, материальная, чувствительная...» - писал Фейербах Фейербах Л. К Критике философии Гегеля // Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Памятники философской мысли, 1995. - 502 с.. Материя не создана, она вечна; бесконечна. Причину природы нужно искать в самой же природе. Природа, материя первична, сознание вторично по отношению к ним.

Не природа основана на духе, как думали идеалисты, а наоборот, дух на природе. Природа предшествовала духу. И эта природа разнообразна; она доступна человеку всеми ощущениями. «... Я понимаю под природой совокупность всех чувствительных сил, вещей и существ, который человек отличает от себя как нечеловеческое... Под словом «природа» я не понимаю ничего больше, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического».

По мнению Фейербаха, правдивость, простота, определённость, должны быть отличительными признаками антропологической философии.

Человек является телесным, физическим, пространственно-временным существом, и только в качестве такого он способен созерцать и мыслить. Богословы и философы идеалистического толка пытались выделить отдельные части этого целого существа, что приводило к внутреннему конфликту. И то обстоятельство, что формуле: «cogіto ergo sum» («я мыслю, значит, существую») он противопоставляет свою формулу: «sentіo ergo sum» («я ощущаю, значит, существую»), еще теснее сближает философию и психологию Фейербаха с физиологией, душу с телом, так как ощущающее существо - это обязательно телесное существо.

Фейербах постоянно подчёркивал единство и целостность природы человека. Он был глубоко убеждён, что мышление в отрыве от тела, превращается идеалистами в божественную силу, которая якобы создаёт материю. Поэтому мыслитель всячески критиковал богословские концепции человека и общества.

Антропологический принцип философии Фейербаха устранял конфликт между духом и телом. При этом он решал основной вопрос философии, ставя материю выше сознания: «Действительное отношение мышления к бытию, - формулировал он, - таково: бытие - субъект, мышление - предикат».

При верном применении антропологического принципа, продолжал мыслитель, человечество придёт к признанию того, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи и природы, порождением которой и являются сам человек и общество.

Реальную основу единства человека составляет тело. Заберите у личности ее тело - и вы заберёте у неё то, что ее объединяет, делает целостной, единой. Но что же такое тело? - ставит вопрос Фейербах, и отвечает: оно является частью объективного мира.

В отличие от Гегеля, который сделал предметом своей философии абстрактный дух, Фейербах положил в основу своей философии человека и природу. А общество у Фейербаха - это большой биологический организм, вторичный по отношению к личности.

«Новая философия», по его мнению, превращает человека, вместе с природой как базисом человека, в единый, универсальный, высочайший предмет философии. Но попытка Фейербаха определить специфику человека как составляющего элемента природы оказалась не совсем удачной.

В антропологическом материализме Фейербаха исчезает качественная граница между законами естественного и социального порядка. Он не доходит до понимания материального базиса общественной жизни, выводя все законы жизни общества лишь из законов физиологии. Все в философии Фейербаха, включая культуру с ее наукой, искусством, религией сводится до биологических процессов, теряется социальная сущность этих явлений. Скляр В.В. Духовность как феномен культуры // Философские науки. 2011. №2. С. 71-82. Человек и общество в его работах выступают не как исторически-духовная категория, например, у Гегеля, а звеном в развитии человеческого рода. Исторический процесс осуществляется, по теории философа, не при помощи управления мирового духа, а лишь под влиянием изменений в религии и моральном сознании человека.

В полном смысле этого слова основой антропологического материализма Фейербаха не является ни общество, ни его производные. Есть лишь два первоэлемента «Я» и «Ты», связь между которыми всегда индивидуальна. И для рождения существа телесного и духовного всегда нужны два человека - «Я» и «Ты». Один человек еще не способен, согласно Фейербаху, стать полноценной личностью. Только когда одно «Я», противопоставляется другому, человек начинает ощущать себя, как личность. Зарождение этого ощущения происходит в процессе общения, коммуникации, на основе которой и возникает общество. И если отдельные группы в обществе аналогичны органам в организме, то общение похоже не импульсы нервной системы, связующие общество в единое целое. «Я» и «Ты» возникает только в случае общения индивидов как порождение диалектики общения, когда человек учиться оценивать разницу «Я» и «Ты». Даже работа философа - это тоже диалектический монолог между «Я» и «Ты». Из этого Фейербах выводит свой главный принцип философии «единство человека с человеком», которое порождает все многообразие форм человеческого бытия, включая научные дисциплины, такие как философия и антропология. Светлов В.А. Философия. - СПб.: Питер, 2011. - 3...

Другие файлы:

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Философия Людвига Андреаса Фейербаха и разложение гегелевской школы. Фейербах о религии и обществе. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха....

Людвиг Фейербах и теория познания
Гегель и Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания. Теория познания - идеализм или материализм? Философия...

Немецкая классическая философия
Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. Объективный ид...

Немецкая классическая философия
Общая характеристика немецкой классической философии. Философская система трансцендентального идеализма И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и...

Возникновение и развитие немецкой классической философии
Предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии. Докритический и критический период творчества И. Канта. Знание как результат поз...