Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Английское Просвещение и философская мысль

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Основные черты английского Просвещения. Расцвет научной и культурной жизни Европы в эпоху Просвещения. Философия агностицизма Юма. Гиббон и его роль в просветительской историографии. Шотландская философско-историческая школа. Исторические взгляды Смита.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Английское Просвещение и философская мысль

Содержание

английский просвещение юм гиббон смит

Введение

1. Основные черты английского Просвещения

2. Состояние исторического знания

3. Шотландская философско-историческая школа

4. Исторические взгляды А. Смита

Введение

На протяжении всего XVIII в., особенно во второй его половине, капитализм в Англии развивался чрезвычайно быстро. Буржуазная революция во многом устранила тормозящее влияние феодальных отношений и абсолютизма. Активная внешняя торговля и энергичная колониальная экспансия способствовали накоплению значительных богатств в руках имущих классов. Процесс «первоначального накопления» привел к созданию большой армии рабочей силы, искавшей применения. На основе этих предпосылок с 70--80-х годов XVIII в. в стране развернулась промышленная революция -- огромный скачок производительных сил, преобразивший английскую экономику. Переворот в средствах производства вызвал решающие перемены в социальной сфере, а вслед за тем и в политическом устройстве.

Хотя промышленная буржуазия не участвовала непосредственно в управлении страной и в законодательстве, но две партии имущих классов -- тори и виги, сменявшие друг друга у власти на протяжении века, были связаны с торговлей и промышленностью и ревностно отстаивали свои интересы. Основное различие между ними состояло в том, что виги были более тесно связаны с торговлей, финансами и промышленностью, а тори -- с землевладением.

1. Основные черты английского Просвещения

Большую роль в общественной мысли Англии XVIII в., как и всей Европы, играли идеи Просвещения, направленные против феодализма и могущества церкви. Правда, английское Просвещение отличалось от других, например, от французского. В Англии оно носило более умеренный характер. Это понятно: буржуазная революция была в прошлом, феодализм в Англии был в основном сломлен и условия для развития капитализма более благоприятны, чем во Франции.

Сильным оружием против клерикализма в руках просветителей была наука, исходящая из представления о господстве в природе естественных законов. Философы и историки эпохи Просвещения утверждали, что для объяснения окружающего мира и истории нет никакой необходимости в постоянном вмешательстве высших сил: так, бог, создав мир, предоставил дальнейшее естественному ходу вещей. Это относится и к истории общества. Они выступали за свободу научного исследования, отстаивали веру в силу человеческого разума. «Мыслящий рассудок,-- по словам Ф. Энгельса,-- стал единственным мерилом всего существующего» '. Возникала и крепла идея прогрессивного развития человечества, и теряло влияние представление о «золотом веке», оставшемся якобы в далеком прошлом.

Английские просветители, как и их единомышленники на континенте, были убеждены, что миром, правят идеи, и поэтому для победы сил разума достаточно разъяснить людям ошибочность существующих представлений, на которых держатся устаревшие и вредные учреждения. Переворот во взглядах, по их убеждению, неизбежно приведет к полному общественному перевороту. Из этих идеалистических посылок вытекал дидактизм. В работах историков XVIII в., в том числе историков-просветителей, большое место занимали вопросы этики. Историки искали в прошлом моральные поучения и назидательные примеры. Английский мыслитель Болингброк в сочинении «Письма об изучении и пользе истории» определял историю как «философию», которая учит нас с помощью примеров» 2. При этом мыслители того времени исходили из убеждения, что принципы нравственности везде и во все времена остаются вечными и неизменными. Представление об историческом характере и эволюции этических ценностей, об их связи с эпохой еще не сложилось.

Известный философ и историк Д. Юм считал, что история -- это неограниченный по своим размерам склад, из которого можно черпать факты, иллюстрирующие законы социальных наук. Вера просветителей во всемогущество знания побуждала их к тому, чтобы сделать свои произведения интересными и понятными широкому кругу читателей, и они облекали свои мысли в яркую литературную форму.

2. Состояние исторического знания

В английской историографии на протяжении XVIII столетия наблюдался заметный прогресс. Активная торговля, которую вела Англия, ее энергичная колониальная политика, в особенности на Востоке, способствовали расширению горизонта исторического знания, в частности географических рамок исследований (изучение истории и культуры стран арабского мира и Индии). Одновременно расширялась тематика исторических работ. Появлялся интерес к истории экономики. В 1764 г. вышла работа А. Андерсона «Историческое и хронологическое исследование происхождения торговли» 3.

В XVIII в. в английском обществе поддерживался интерес к отечественной средневековой истории и памятникам античности. Из собираемых коллекционерами вещественных памятников, рукописей, книг складывалось обобщенное представление о прошлом, которое преломлялось через призму культурных ценностей, господствовавших в обществе эпохи Просвещения. В 1707 г. в Лондоне было воссоздано общество антикваров. Члены этого общества, любители старины, занимались поисками и публикацией старинных документов и материалов главным образом по средним векам. Иногда издавали материалы и по другим периодам. Так, среди этих документов особое место занимает опубликованное в 1742 г. семитомное издание «Государственных бумаг Терло» (Терло был государственным секретарем в период протектората Кромвеля). В этих бумагах освещалась внешняя политика протектората.

В середине XVIII в. в британской провинции в среде просвещенного дворянства также начали возникать антикварные общества, члены которых проводили раскопки, занимались изучением местных памятников истории, составляли историко-топографические описания графств. В эпоху Просвещения в стране появились первые общественные музеи. В 1753 г. в Лондоне открылся Британский музей. Его основу составили коллекции антикваров XVII-- XVIII вв. и Королевской библиотеки. В 1759 г. при музее образовалась Британская библиотека рукописей и книг. , В 1780 г. в Эдинбурге состоялось открытие : шотландского Национального музея древностей.

Накопление антикварами массива письменных и вещественных источников, разработка процедур их отбора и систематизации, анализа и публикации способствовали совершенствованию процесса исторического познания. Достижения антикваров в области археологии и вспомогательных исторических дисциплин создавали возможность для более глубокого изучения отечественной истории. В середине XVIII в. заметно возросло внимание антикваров к коллекционированию и изданию документов эпохи Английской революции и «славной революции» 1688 г. В 40--70-е годы XVIII в. в стране были осуществлены многотомные публикации парламентских источников, бумаг из архива Кларендона, памфлетов XVIII в. и др.

Отмечая прогресс исторического знания на протяжении этого столетия, нельзя не признать и его слабостей. По-прежнему основным источником для исторических сочинений были свидетельства очевидцев, современников и участников. Они пользовались непререкаемым авторитетом; документы еще не приобрели большой важности в глазах историков. Разработка методов научной критики источников на Европейском континенте делала только первые шаги. Но в Англии она сильно отставала.

Авторы исторических сочинений на первое место ставили повествование, интересный, уснащенный любопытными деталями рассказ. Иллюстрацией к сказанному о невысоком качестве тогдашних исторических работ могут служить сочинения на исторические темы известного поэта и писателя О. Голдсмита. Ему принадлежали «История Британии», «История Рима» и «История Греции». В свое время они были популярными. Но их автор не имел представления об исторической точности и достоверности. Он даже не компилировал свой рассказ, а просто списывал все, что ему попадало под руку, присочиняя развлекательные подробности.

В XVIII в. в историографии утвердилась традиция подразделения всемирной истории на древнюю (классическую), средневековую и новую. Древняя история была зависимым придатком классических языков и литературы. Отсчет новой истории (просветители нередко относили к ней и подчиненную ей историю средних веков) велся от падения Западной Римской империи (47 г. н. э.). Древнюю историю изучали привилегированные слои общества, получая классическое образование, а новую историю изучала преимущественно буржуазно-дворянская элита. Новая история развивалась в русле просветительского социально-гуманитарного знания и сводилась в основном к политической и конституционной истории.

В 1724 г. в английских университетах --; Оксфорде и Кембридже -- были учреждены профессорские кафедры новой истории. Предполагалось, что учреждение этих кафедр будет способствовать улучшению подготовки будущих дипломатов и работников государственных служб. Однако вплоть до второй половины XVIII в. профессура исторических кафедр обходилась без чтения лекций. Преподавание истории велось на невысоком уровне. Основным предметом в английских университетах по-прежнему оставалось богословие, царили затхлость и рутина. Эта атмосфера была враждебна научному познанию и не терпела свежей мысли. А. Смит был в 1741 г. исключен из Оксфорда за чтение книги Д. Юма «Трактат о человеческой природе», поскольку это произведение считалось вольнодумным.

Схо...

Другие файлы:

Западноевропейская культура эпохи Просвещения
Западноевропейская культура эпохи Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Английское и Шотландское...

Философская мысль в России XVIII–XIX века
Характеристика периода послепетровской России. Философская мысль российского движения декабристов. Философские идеи революционных демократов и народни...

Филосовская мысль в Башкортостане
Философские идеи в башкирском фольклоре. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане. Философская и социологическая мысль в Башкортостана...

Философская мысль России
Формирование и развитие русской философии. Русская философия XVII - XIX вв. Русская философия конца XIX - начала XX вв. Философская система Владимира...

Учение о человеке (Платон)
Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философска...