Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

"Сросток" традиционных российских ментальностей и социалистических идей

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Описание российского менталитета в воззрениях мыслителей. Выражение религиозности народа в Русской православной церкви. Моральный закон личности, ее право на совесть и самоопределение. Революция 1917 г. как предпосылка формирования советского менталитета.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

1. Основные характеристики российского менталитета в воззрениях русских мыслителей

2. Революция 1917 года как важнейшая предпосылка формирования советского менталитета

3. Проявление основных черт российского менталитета в советском обществе

Заключение

Список использованных источников

Введение

В данной работе "Сросток традиционных российских ментальностей и социалистических идей" затронуты самые актуальные темы сегодняшнего времени. Современное российское обществоведение все еще находится на перепутье. Хотя, получив значительную свободу творческого поиска, оно активно осваивает западные теоретические источники. Процесс обновления российского обществоведения открывает дорогу к изучению новой проблематики, которая ранее либо вообще не считалась актуальной, либо отвергалась из-за несоответствия официальной идеологии и методологии. К этой проблематике и относится менталитет.

Сегодня наблюдается рост интереса к терминам "менталитет" и "ментальность", а также к ментальным исследованиям. И этот интерес нельзя назвать случайностью или модой. При помощи этих терминов современное общество пытается понять не только какие-то исторические периоды, но и их глубокие процессы социально-психологического, поведенческого, массового характера. Термины "менталитет", "ментальность" восходят к латинскому языку (mens, mentis), что можно перевести на русский язык как ум, мышление, рассудок, образ мыслей и др. На других языках термин "менталитет" звучит почти одинаково и его перевод означает практически то же самое, что и перевод с латинского.

Таким образом, понятие "менталитет" обозначает совокупность исторически конкретных ментальных форм, которая характеризуется системностью и целостностью. Введение в обиход русских людей понятия "менталитет" историками было вызвано "десталинизацией" и политической оттепелью на рубеже 50-60-х гг., "когда общественный отказ от идеологической унификации требовал соответствующих слоев, обозначающих неполитические основы сознания". Однако, применение этого понятия для осмысления явлений и событий отечественной новейшей истории было невозможно в то время по идеологическим причинам. Поэтому реалии, которые фиксируют термины "российский менталитет", "российская ментальность" начали тематизироваться в России относительно недавно.

"Второе рождение" указанных терминов следует датировать эпохой горбачевской гласности. Именно в то время стал популярен термин "советский менталитет" - образ мыслей особого "социально-антропологического" или "социокультурного типа". "Homo Sovieticus" или попросту "совковое мышление", "совковость". Под ним понимали типичный для "простого советского человека" комплекс ценностных ориентаций, установок, поведенческих стереотипов, привычек, пристрастий, эмоциональных шаблонов.

С середины 90-х гг. термины "советский менталитет" и "российский менталитет" начали постепенно наполняться новым содержанием. Пришло понимание того, что они отражают существенно различные реалии и первое - лишь частный случай последнего. Хотя они еще имели некоторую негативную окраску, все же в контекстах, в которых они употреблялись, проглядывало стремление, с одной стороны, навести мосты между Россией до 1917г. и Россией после 1993г., с другой, - реабилитировать "простого советского человека". И сегодня еще идет процесс трансформации советской ментальности, и изучение данной проблемы дает современному обществу более полноценное восприятие основных черт российского народа для более гармоничного перехода в постсоветский период, для гармонизации общественной жизни. Поэтому данная работа является актуальной, т.к. здесь будут проанализированы основные константы российского менталитета, и "сросток" традиционных российских ментальностей и социалистических идей.

1. Основные черты российского менталитета в воззрениях русских мыслителей

Данная глава посвящена выделению основных черт российского менталитета, эта задачу необходимо выполнить при помощи рассмотрения воззрений некоторых русских мыслителей.

Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа, отличаемая русскими философами, есть его религиозность.

Православием, которое сообщило нам, по слову Пушкина, "особенный национальный характер" и внушило нам идею "святой Руси. "Святая Русь" не есть "нравственно праведная" или "совершенная в своей добродетели" Россия: это есть правоверная Россия, признающая свою веру главным делом и отличительной особенностью своего земного естества. "В течение веков Православие считалось отличительной чертой; в течение веков русский народ осмысливал свое бытие не хозяйством, не государством и не войнами, а верою и ее содержанием".

Но есть мнение другого русского мыслителя: "Русское православие, которому русский народ обязан своим нравственным воспитание, не ставило слишком высоких нравственных задач личности средневекового русского человека, в нем была огромная нравственная снисходительность. Русскому человеку было, прежде всего, предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему все давалось и разрешалось". "За смирение свое получает русский народ в награду уют и тепло коллективной жизни. Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость". "Русский народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость есть внутренний путь духа… Русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения и благоговения перед святостью, подобно тому, как он хочет не власти, а отдания себя власти, перенесения на власть своего бремени…".

Важнейшее выражение характера религиозности русского народа осуществлено в Русской православной церкви. Русское православие сосредоточено на эсхатологии, на стремлении к Царству Божию, т. е. к сверхземному абсолютному добру. Этот характер православия ярко выражен во всем богослужении и в годовом цикле церковной жизни, в котором "праздников праздник" есть Пасха, Воскресение Христово, знаменующее победу над смертью в форме Преображения, т. е. жизни в Царстве Божием.

С религиозностью тесно связано искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Т.к. оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, и потому они творят лишь абсолютные ценности - нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру.

С одной стороны, "русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира. Душа эта поглощена решением конечных проклятых вопросов о смысле жизни". С другой стороны, "Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она тяжела, так она инертна, так ленива… так покорно мирится со своей жизнью". Двойственность русской души ведет к тому, что Россия живет "неорганической жизнью"; в ней отсутствует целостность и единство.

Искание абсолютного добра, конечно, не означает, что русский человек, например простолюдин, сознательно влечется к Царству Божию, имея в своем уме сложную систему учений о нем. К счастью, в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: эта сила - голос совести. Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.

Русские мыслители Ильин И.А. и Лосский О.Н. выделяют то, что "русскому народу несвойственно закрывать себе глаза на свои несовершенства, слабости и пороки; напротив, его скорее тянет к мнительно покаянному преувеличению своих грехов. А природный юмор его никогда не позволял ему возомнить себя первым народом мира. В течение всей его истории он вынужден был обходиться с другими племенами, отстаивавшими свою веру и свой быт, а иногда наносившими ему тяжелые поражения, терпеливо. История русского народа ведет свое начало от варягов и греков к половцам и татарам; от хазар и волжских болгар через финские племена к шведам, немцам, литовцам и полякам. Татары, наложившие на русский народ свое долгое иго, показались ему "нехристями" и "погаными", но они почтили русскую церковь, и вражда к ним не превратилась в презрение. Воевавшие с русским народам иноверцы, немые для него по языку ("немцы") и неприемлемые церковью ("еретики"), побеждались им отнюдь не легко и, нанося ему поражения, заставляли русских людей задумываться над их преимуществами. Русский национализм проходил -- и во внутреннем замирении своей страны и во внешних войнах -- суровую школу уважения к врагам: и Петр Великий, умевший "поднимать заздравный кубок" "за учителей своих" -- проявлял в этом исконную русскую черту -- уважения к врагу и смирения в победе" .

Из выше сказанного вытекает следующая константа национального менталитета - "всечеловечность" русской души, её открытость иным культурам и влияниям, о которых говорил ещё Достоевский. Это проявляется, в частности, в весьма высоком уровне межнациональной терпимости, умении адаптироваться к разным этнокультурным условиям, в обострённом интересе к опыту других стран и народов, сопровождающемся готовностью опробовать и применять его у себя. Историче...

Другие файлы:

История социалистических идей
Монография представляет собой очерк исторического развития социалистических идей от раннего утопического социализма XVI-XVII вв. вплоть до теорий утоп...

История ментальностей как история коллективных бессознательных представлений
Менталитет и ментальность. Индивидуальные и коллективные представления. Менталитет и архетип коллективное бессознательное в трудах К.Г. Юнга. Исследов...

Социализм. "Золотой век" теории
Книга известного историка А.В.Шубина - результат многолетнего исследования путей развития социалистической мысли от Мора до Ленина - своего рода энцик...

Ментальность советской политической культуры
Процесс социалистической модернизации российских ментальностей в границах советского социокультурного пространства и времени. Советская идеология как...

Экономическое развитие социалистических стран Восточной и Юго-Восточной Европы (конец 40-х - начало 70-х годов)
Экономическое развитие социалистических стран на первом этапе (1945-1949 гг.): Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югослав...