"Русская идея" в произведениях философов-эмигрантов в 20-30-е годы XX века
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра политологии и политического управления
Курсовая работа
«Русская идея» в произведениях философов-эмигрантов в 20-30-е годы XX века
Выполнила: Феоктистова Ю.В.
студентка 133 гр.
Научный руководитель:
к.и.н., доц. Харин Е.С.
Ижевск - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30 годы XX века в России
Глава 2. Идеи и взгляды философов о судьбе России
2.1 «Русская идея» Н.А. Бердяева
2.2 «Философское пробуждение» Г.В. Флоровского
2.3 «История русской философии» В.В. Зеньковского
2.4 «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» П.А. Сорокина
Глава 3. Самобытность «русского идейного пути»
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
"Русская идея" -- понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX--XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Ибо сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России.
Именно «Русская идея» о судьбе России и будет являться предметом данного исследования.
Мы могли бы сегодня сказать о себе и нашем времени то, что писал видный поэт и философ России В. Иванов (1866--1949) в статье "О русской идее", опубликованной в 1909 г. в журнале "Золотое руно":
"Наблюдая последние настроения нашей умственной жизни, нельзя не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а, следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы".
О каких же проблемах, "словах-лозунгах", говорили в начале века, и идет речь сегодня, когда употребляется объединяющее их понятие "русская идея"? Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора:
1) Любовь к России, к Родине -- характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому -- совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания.
2) Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как "Третьем Риме". Различия между "миссионизмом" и "мессианизмом".
3) Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов:
а) Россия и Запад;
б) Россия и Восток. Россия как Евразия;
4) Русская душа", или специфика национального характера русского народа.
5) Своеобразие российской национальной культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие.
6) Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России. Особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции.История философии: Запад - Россия - Восток (книга третья, философия XIX-XX веков). М.,1992. С. 70
Целью работы будет являться определение «русской идеи» в произведениях философов эмигрантов, заданного периода времени, т.е. 20-30-ые годы XX века. Для этого поставлены следующие задачи:
1. Узнать социально-политические условия для развития философской мысли в России;
2. Разобрать отдельных авторов, которые писали по заданной тематике;
3. Найти самобытность «русского идейного пути»
Ностальгические чувства, сложным образом перемешанные в мироощущении русских людей, оказавшихся после революции в эмиграции, будут интересовать в данной работе не с художественной или психологической, а с философской стороны.
С точки зрения того, на что они направлены, т.е. как рефлексия на тему России, занявшей центральное место в творчестве русских философов послеоктябрьского зарубежья, что будет являться объектом данного исследования. Ведь по-прежнему «белым пятном» является философская культура послеоктябрьской эмиграции, которая в течение десятилетий отбрасывалась в СССР как белоэмигрантская, что предопределило отрицательное отношение ко всем философам этого периода и их творчеству.
Глава 1. Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30-е годы XX века в России
Есть два характерных типа эмигрантского ощущения Родины. Первый - «оптимистический» - это сознание непрекращающейся близости с Россией, готовность к воссоединению с ней. И второй - «пессимистический», в котором выражена не только любовь к родному, но и безысходность, страх, нежелание возвращаться к «перепаханному кладбищу». Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. Москва, 1990. С. 5.
Русская эмиграция в результате революции и Гражданской войны выделяется уже количеством и одновременной массовостью (по различным данным, от 1млн. 200 тыс. до 2 млн. человек в течение всего нескольких лет). Березовая Л.Г. Культура русской эмиграции 1920-30 -х гг. М.,2009. С.19.
Эмиграция 20-х гг. сложилась из трех разнородных и разновременных слоев. Первый, самый немногочисленный, состоял в основном из дипломатов и предпринимателей. Те, кто в 1917 году работали и жили за границей, просто не вернулись, надеясь пережить лихие годы. Здесь были и те, что не смогли вернуться в России через фронты Первой мировой войны: артисты на гастролях, дипломаты, русские студенты и ученые в европейских университетах и т.п. Это был материально и психологически самый благополучный, но и самый незначительный слой, составивший эмиграцию.
Второй слой - самый многочисленный и трагический: группы беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть Родину в 1919-1920 гг. За полтора года из России были вынуждены уехать более миллиона человек, в том числе около 60% - военнослужащие, которые пережили унижения разгрома, страха, бегства, распад всех семейных и общественных связей. Центральное событие этого периода - крымская катастрофа ноября 1920 года, когда родные берега покинули на кораблях своих и союзников сразу 150-160 тысяч человек. А главное - они уходили с последнего клочка земли потерянной ими России. Березовая Л.Г. Культура русской эмиграции 1920-30 -х гг. М.,2009. С.20. После массовой эвакуации из южных портов (Новороссийск, Севастополь, Одесса) начал определяться основной состав беженцев. Ведь вместе с войсками уходили политические деятели, бывшие члены Государственной думы, Временного правительства, Учредительного собрания, местных правительств, гражданские лица, - те, кто сумел попасть на отплывающие пароходы.
Этот слой эмиграции по своей структуре был почти точной копией дореволюционной России. Здесь были представлены все социальные слои общества: от крестьян и казаков до членов императорской семьи. Все нации, все профессии, все возраста, все политические партии (кроме большевиков, которые отправились позже, после сталинских репрессии). Важно было еще и то, что они уходили в Европу чаще всего без денег, без будущего, с унижением и ожесточением в сердце. В этом слое явно преобладали военные. Это повлияло и на первоначальное их расселение в Европе: там, где принимали русских войска - сначала Турция, затем Сербия и Болгария.
Третий слой складывается из интеллигенции и гражданской образованной публики с 1920 годов. Первоначально они попадали в Европу вместе с отступавшими белыми армиями через Прибалтику, Польшу, Манчжурию, Турцию. Но центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой «культурной интеллигенции», была знаменитая позорная высылка интеллигенции в августе-сентябре 1922 года. Особенность этой высылки состояла в том, что это была акция государственной политики нового большевистского правительства. XII конференция РКП(б) в августе 1922 года приравняла старую интеллигенцию, которая стремилась сохранить политический нейтралитет, к «врагам народа», к кадетам. Один из инициаторов высылки, Л.Д. Троцкий, цинично пояснил, что этой акцией Советская власть спасает их от расстрела. Именно эта альтернатива и была заявлена официально: в случае возвращения - расстрел. Состав группы высылаемых «неблагонадежных» лиц состоял сплошь из интеллигенции, в основном интеллектуальная элита дореволюционной страны: профессора, философы, литераторы, журналисты. Решение властей для них было моральной и политической пощечиной. Ведь Н.А. Бердяев уже читал лекции, С.Л. Франк преподавал в Московском университете, педагогической деятельностью занимались П.А. Флоренский, П.А. Сорокин…А оказалось, что их выбрасывают как ненужный хлам.
Но труды эмигрантов имеют огромное значение во вкладе в русскую и европейскую философскую мысль. Ку...
Международные связи российской политической эмиграции во 2-й половине XIX века
В книге рассказывается о международных связях российских политических эмигрантов в период от окончания Крымской войны 1853—1856 гг. до начала XX в.; о...
Русская идея
История формирования русской идеи в ее концептуальном виде на уровне государственной идеологии. Этапы ее возрождения и воплощение в трех направлениях:...
Русская литература.
14-е изд. - М.: Просвещение,
1968. - 264 с.
Известный школьный учебник по русской литературе. XVIII век - 50-е годы XIX века. Древняя русская...
Русская эмиграция XX в.
Характеристика основных этапов русской эмиграции ХХ века. Попытка организационного объединения сил творческой интеллигенции в Константинополе в 1921 г...
"Русская идея" и "русская душа"
В настоящей книге собраны очерки, посвященные формированию русской историософии и представлений об особом историческом пути России. У истоков таких пр...