Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

"Метафизика пола" В.В. Розанова

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Идеи "метафизики пола" в работах В. Розанова. Оценка его вклада в русскую религиозную философию, существующую в синтезе восточного богословия и западной философии. Противоречия христианского вероисповедания и тяготения к языческим культам философа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

13

РЕФЕРАТ

«МЕТАФИЗИКА ПОЛА» В.В. РОЗАНОВА

ВВЕДЕНИЕ

Василий Васильевич Розанов - знаменитый русский религиозный философ и публицист рубежа XIX-XX веков.

Родился 20 апреля (2 мая по ст. ст.) 1856 г. в городе Ветлуга Костромской губернии, умер 5 февраля (23 января по ст. ст.) 1919 г., место погребения - кладбище Черниговского монастыря в Сергиевом Посаде.

В своих произведениях Розанов знакомит читателей с «метафизикой пола», рассматривая через призму пола первоначальную природу всего сущего в реальном мире. Без темы пола он остался бы обычным деревенским учителем (преподавал в Елецкой гимназии) и незаметным фельетонистом (работал в петербургской газете «Новое время»).

Розанов в самом обыденном, в самом животном, в самом человеческом нашел свою святыню и открыл в ней глубочайшую тайну мироздания, уловив «брачный ритм» жизни А.К. Закржевский. Религия. Психологические параллели. B.В. Розанов // Религия. Психологические параллели. Киев, 1913. С. 266, как отмечал писатель и литературный критик А.К. Закржевский [ Закржевский А.К. Религия. Психологические параллели. B. В. Розанов // Религия. Психологические параллели. Киев, 1913.].

Интерес к генедерной теме в России был инициирован Розановым. С трудами по психоанализу Зигмунда Фрейда в Европе еще только начинали знакомиться, когда труды Розанова уже активно обсуждались в России. Все его произведения пронизаны интимным ароматом полового целомудрия, что способствовало их популярности в обывательских и интеллигентских кругах российского общества. Перед ним была открыта таинственная книга семейного домостроительства, и он читал ее откровенные страницы, делясь своими открытиями без оглядки на общественную мораль.

Будучи христианином, Розанов воспевал языческие культы (египетские, финикийские, римские), посвященные мужским фетишам и браку, при этом отрицательно относился к девиациям в половом поведении (гомосексуальность), а также к религиозному аскетизму (монашество, скопничество). Розанов был адептом Ветхого Завета, благоговел перед важнейшей заповедью Бога, направленной на продолжение рода: «...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» Бытие. 1:22, 1:28, 9:1, 9:7 [ Бытие / Библия, Ветхий Завет. Изд. «Сибирская Благозвонница». М., 2012.].

«Розанов священнодействует вокруг эроса - сам творец мира, Бог, оказывается у него гением эроса: творчество мира есть половое творчество, непрестанное космическое зачатие, которому нет ни конца, ни края» Г.Л. Тульчинский. Метафизика пола в учениях Соловьева и Розанова // Вече, вып. 14. СПб, 2003. С. 44, как отмечает доктор философских наук Г.Л. Тульчинский [ Тульчинский Г.Л. Метафизика пола в учениях Соловьева и Розанова // Вече, вып. 14. СПб, 2003.].

Розанов был язычником в христианстве до самой своей смерти, хотя активно участвовал в домашних молебнах и посещал церковные богослужения (вероятно, причащался раз в году, - общепринятая религиозная практика в синодальный период). Но внутренне Розанов как защитник бытийного материального мира всегда боролся с Иисусом Христом, учившим: «Царство Мое не от мира сего» Евангелие от Иоанна. 18:36 [ Евангелие от Иоанна / Библия, Новый Завет. М., 2012.].

Розанову было трудно смириться с тем, что Христос не имел дома, жены, детей и призывал к вечной жизни «за гробом». Превознося «тайну пола», Розанов не принимал «тайну распятия», так как, вероятно, верил, что Бог его не покинет, но не имел веры в жизнь на небесах и понимал воскресение души в рамках закона переселения душ «из человека - в человека», что напоминает закон кармы в индийских языческих культах и буддизме.

Только у своего смертного одра Розанов примирился с православной церковью. Мистик домашнего уюта, домашнего тепла, сидя у окна в провинциальном домике Сергиевого Посада, смотрел вдаль, поверх золоченых куполов Троице-Сергиевой Лавры, просил прощения у еврейской нации, высказывал уважение к русскому народу, каялся в грехах, в «своих полудумах, полумыслях о человеке» В.Р. Ховин. Розанов умер // ж. «Книжный угол», № 6. П., 1919, с. 1, как отмечал литературный критик В.Р. Ховин [ Ховин В.Р. Розанов умер // Книжный угол, № 6. П., 1919.].

«Умер он, успокоенный, в тихом мерцании лампад... даже самой смертью своей... христианнейшей смертью, впал в последнее на своем жизненном пути противоречие» Там же. С. 4.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Попытаемся собрать в нашем калейдоскопе познания самые ценные, с нашей точки зрения, мысли В.В. Розанова, дабы открыть для себя его «метафизику пола» и объективно оценить его вклад в русскую религиозную философию, существующую в синтезе восточного богословия и западной философии. Конечно, нам как исследователям его творчества придется быть достаточно терпимыми к «медицинской» терминологии, которой иногда пользуется писатель для освещения своих самых интимных идей.

«Папа, да о чем ты все думаешь? - знакомый вопрос и милый. - «Я, милая, думаю о той сказке, которую рассказываю» В.В. Розанов. Природа и история. СПб, 1903. С. III [ Розанов В.В. Природа и история. СПб, 1903.]. Так отвечал Василий Васильевич одной из своих дочерей, слагая в сердце своем задушевную сказку о браке и религии - объединяющем центре человеческой жизни Там же. С. 103.

Начинается эта сказка с определения цели человеческой жизни. Глубочайшая сущность человеческой природы заключается в том, что «она потенциальна - во всем сложении ее, по всем направлениям» В.В. Розанов. Цель человеческой жизни // ВФП, кн. 14-15. СПб, 1892. С. 2 [ Розанов В.В. Цель человеческой жизни // ВФП, кн. 14-15. СПб, 1892.]. Потенциальна - значит, духовна. Дух же есть «чистая потенция, как синтез способностей и стремлений, которые лишь путем взаимодействия с внешними предметами обнаруживают себя, и в этом взаимодействии преобразуются, раскрываются» Там же. С. 5.

Поразительно, продолжает Розанов, что «человеческая природа есть как бы медленно прозревающий глаз, есть вечно пробуждающийся дух» Там же. С. 19. Очевидно, глаз принадлежит демиургу, Богу, о котором говорится в Библии, что Он сначала сотворил небо и землю, и, в конце концов, - растения, пресмыкающихся, рыб, птиц, животных и людей, наделив их способностью «плодиться и размножаться», для этого Он разделил неразумных тварей на мужские и женские особи, а людей - на мужчин и женщин.

Затем люди по велению Божьему создали семью и государство. «Семья первее государства... она священнее государства...» Там же. С. 23.

Семья крепка браком, т.е. интимным союзом отца и матери для продолжения рода. Брак, по мнению Розанова, - величайшее из таинств. Вступая в брачную связь, каждый из нас подходит к краю своей индивидуальности, «он стоит на берегу неисследимых оснований личного своего существования, понять которые никогда не может и только инстинктивно, содрогаясь и благоговея, ищет освятить их в религии» В.В. Розанов. Психология русского раскола / Религия и культура. Сборник статей. СПб, 1901. С. 37 [ Розанов В.В. Психология русского раскола // Религия и культура. Сборник статей. СПб, 1901.].

Только та религия свята и истинна, и полностью открывает свою содержательность, которая принимает акт деторождения в браке как религиозное таинство. Высшее религиозное мировоззрение было открыто людям через благую весть (евангелие) Сына Божьего - Иисуса Христа и предание православной церкви. Освящения брака в Кане Галилейской - первое чудо, совершенное Спасителем. Но сам Христос был безбрачен, и многие его радикально настроенные последователи (монахи черноризцы) тоже не имели семей и детей, полностью посвящая свою жизнь на земле жизни будущего века, где нет привычного разделения полов, так как там царствует иная любовь - духовная любовь к Богу (агапэ).

Суть монашества была не совсем понятна Розанову, он не принимал христианского аскетизма, отторгающего от себя семью и деторождение, но более не принимал скопчества - мистического мировоззрения, призывающего своих последователей к ампутации детородных органов с целью уподобления «агнцам Божьим», «белым голубям».

«Скопчество поэтому есть отрицание всего священного: это есть другой полюс не только христианства, но и всех религий» Там же. С. 37.

Чувственная любовь (эрос и сторге), по Розанову, драгоценна, велика и загадочна тем, что она пронизывает все человечество горячими таинственными лучами. «Без этой «любви» человечество рассыпалось бы ненужным и холодным мусором, да и рассыпаетс по грозному обетованию Спасителя: «И в конце времен охладеет любовь»... мутные и грязные явления любви... все развиваются именно на почве «хладеющей» любви, не жгущей более и потому именно манящей к грязному и «холодному», как инстинктивно верно определило его человечество, «разврату» В.В. Розанов. Кроткий демонизм / Религия и культура. Сборник статей. СПб, 1901. С. 163 [ Розанов В.В. Кроткий демонизм // Религия и культура. Сборник статей. СПб, 1901.]. Очевидно, «хладеющея» любовь это разного рода порочные филии (педо, гомо, проституция и прочее).

В этой связи, по мнению Розанова, в браке важно хранить целомудрие - сосредоточенность на чувственности, семейной верности и теплоте. Хранить же целомудрие следует не для нелепог...

Другие файлы:

Педагогическая концепция В.В. Розанова
Жизнь и деятельность В.В. Розанова, его взгляды на педагогику. Образовательная политика России в 60-90 годы XIX века. Отношение В.В. Розанова к систем...

Розанов
Книга А.Н.Николюкина - известного исследователя жизни и творчества замечательного русского писателя и философа Василия Васильевича Розанова - основана...

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Морфологические, физиологические и биохимические признаки пола. Половые хромосомы, их отношение к определению пола. Механизмы наследования генных приз...

Розанов В.В. - Собрание сочинений. Литературные изгнанники (в 2-х книгах, тома 13 и 29)
Том 13. Литературные изгнанники: Н.Н. Страхов. К.Н. ЛеонтьевВ настоящем томе Собрания сочинений В.В.Розанова представлены две части из задуманного им...

Диалектика и метафизика
Толкование значения термина "диалектика" с точки зрения древнегреческой философии. Характеристика этапов развития диалектики в истории. Диалектические...