Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Учение Аристотеля 3

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Содержание
  • Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля……………………………………………………………………..3
  • Учение Аристотеля о человеке и государстве……………………………...10
  • В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве……………………………………………………............14
  • Список литературы………………………………………………………………17 Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.Аристотель считается многими самым замечательным и всеобъемлющим умом, какой только проявлялся среди человечества за весь исторический период его существования. Ф.Энгельс называл Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителей, исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления».Вся философия Аристотеля делится на онтологию и гносеологию.Онтология (греч. ontos сущее, logosучение) – философская дисциплина, изучающая природу бытия, сущность, происхождение и устройство мира природы, общества, культуры и человека. Онтология выражает предельные основания любых философских знаний и по отношению к ним является фундаментальной системой понятий.Гносеология (греч. gnosisзнание, logosучение) – раздел философии, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении её развития были: «Что познаётся?» и «Как возможно познание?» Гносеология изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами гносеологии являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование. В результате Аристотель даёт понятию бытия иное, чем Платон толкование. Сущность это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, так же как и у Платона, это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает её из возможности в действительность - форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма есть обязательное условие существования вещей. Медь и бронза могут быть материей и для шара, и для статуи, и для урны. Форма меняется, но материя остаётся. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму.Сама по себе материя, утверждал Аристотель, пассивна. Она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей; как мрамор – возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Функцию формообразования осуществляет ум – перводвигатель. Под формой Аристотель разумел предшествующий вещи активный, творческий фактор, благодаря которому она становится действительной.Форма – это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразия вещей из однообразной материи, а материя – своего рода глина. Для того чтобы из неё возникли разнообразные вещи необходим «гончар» - Бог (или ум-перводвигатель). Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как причина и одновременно вершина мироздания. Поздний Аристотель, таким образом, оторвал форму вещей от самих вещей и превратил её в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей.В соответствии с учением о сущности Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:
  • Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
  • Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
  • Целевая, или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?»
  • Действующие или производящие рассматривающие источник движения и превращения
  • Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Аристотель понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился, и движение достигло своего завершения, цели развития. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа является формой по отношению к материи. Однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие человека от животного – это способность к интеллектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые).В «Метафизике» сказано: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме.Аристотель так подытоживает свое учение о первых началах и высших причинах: «О прич...
    Другие файлы:

    Учение Аристотеля
    Краткая биография Аристотеля. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания. Учение Аристотеля о человеке и душе. Логика и мето...

    Эстетические взгляды Аристотеля
    Категория подражания (мимезис) у Аристотеля, его учение о прекрасном. Определение категорий первого рода. Учение о подражании как один из важнейших ас...

    Учение Аристотеля о праве
    Творческое наследие Аристотеля. Сборник логических трактатов Аристотеля. Учение Аристотеля о праве и государстве. Правильные и неправильные формы госу...

    Философия Аристотеля
    Аристотель-сын врача и ученик Платона. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания. Учение Аристотеля о человеке и душе: душа...

    Философия Аристотеля
    Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии. Философия и учение Аристотеля. Исходный пункт философии Аристотеля. Аристотелевская м...