Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Идея права как идея свободы

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
ПЛАНВведение1.Понятие свободы «от» и своды «для»2.Понимание свободы и права философами в разные века3.Свобода и право в понимании современной зарубежной философской мыслиВыводСписок литературыВВЕДЕНИЕ Проблема свободы является центральной в философском и правовом учении о человеке. Через идею свободы можно осмыслить практически все правовые проблемы. В этом и состоит интерес к теме . Целью моей работы есть рассмотрение взлядов на свободу и право разных мыслителей в разные времена. В частности хотела бы обратить внимание на умозаключения Аристотеля, Епикура, Канта, Гегеля и др. на эти вопросы. Свобода есть важнейший конституирующий фактор определения права. Не превратив право в реальный и действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления прав и свобод личности и гражданина, нельзя построить демократическое гражданское общество, так как право – это прежде всего юридическая свобода личности. Термин «свобода» связан как раз со спецификой бытия человека, в том числе и правового, отличающего его от всего остального мира. Право – это всеобщая и необходимая форма свободы людей. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Сущность права по Г. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободы. Следовательно, право есть, вообще свобода как идея. Нет проблемы, которая так бы глубоко проникала в метафизическую высь и в тоже время имела огромное практическое значение, как проблема свободы. Каждый интерпретирует свободу по-разному. Бесспорной остается только ее роль в определении природы человека, его сущности и существования. Разговоры о свободе интересны людям, которые стремятся к свободе и уважают свободу других, ведь свобода как состояние незаметна. В тоже время результатом многочисленных дискуссий на эту тему есть формирование разнообразных дефиниций и философских течений. 1. Во-первых, целесообразно отделять «юридическую» свободу от «фактической». Во-вторых, следует учесть условный характер разделения на «внутреннюю» и «внешнюю» свободы. В-третьих, нужно выделять два типа свободы: свободу «от» (негативную свободу) и свободу «для» (позитивную свободу). Правовая свобода является формальным разрешением совершать определенные действия, не побаиваясь, отвечает ли это разрешение действовать реальной возможности. Фактическая свобода чаще всего понимается как ничем не ограниченное выявление – «что хочу то и делаю». Юридическая свобода содержит в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется, во-первых, сам факт выбора, а во-вторых – непредсказуемость того, что именно индивид выберет. И чем больше он имеет выбора, тем более имеет свободы. Однако феномен свободы не может быть возведен к свободе выбора. В структуру свободы индивида выбор входит как момент и элемент рядом с «внутренней» свободой и свободой, что включают у себя два основных компонента: чувственный и рациональный. Сама ситуация выбора – еще не свобода, а только предпосылка свободного действия. Нужно отметить, что «внутренняя» свобода – это не спрятанная, не подпольная свобода. Это реально обнаруженная свобода в смысле освобождения человека внутри себя от кандалов собственных стереотипов и внутренних страхов. «Внешняя» свобода допускает поиск ограниченных средств и форм ограничений. Такими могут выступать не только юридические законы запрещающего характера, но и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами. Согласно мнения Гегеля, ни один человек не имеет идеи о собственной свободе, если она не имеет идеи о свободе других и социальной связи между собой и другими. Ни один человек, не имея четкой идеи о собственной свободе, не имеет и четкой идеи о свободе других и связи между этими свободами. Свобода личности как право, по словам Л.Глухарёвой, имеет негативное и позитивное содержание. Свобода «от» (негативная свобода) выступает в мире, в котором индивид имеет определенную зону выбора идей и действий без возможности натолкнуться на ограничение и репрессии. Свобода действий – не самоцель, а условие саморазвития человека. Негативная свобода – это мятеж духа против необходимости, естественного закона. Когда человеку невмоготу нарушить законы природы внешней, упразднить причинные связки между явлениями, то он может упразднить законы собственного тела [2, с.60]. В негативном значении право на «свободу от…» имеет изоляционный оттенок, который значит, что человек требует определенных ограничений от политического, экономического, идеологического и другого вмешательства общества, государства, других личностей в его дела. Это – требование против любого насилия и принужденных способов организации общественной жизни, она организуется с помощью привлечения к ответственности каждого за нарушения чужой свободы. Свобода «для», или позитивная свобода, делает возможным действие в соответствии с собственной системой ценностей и собственных целей. С такой позиции свобода рассматривается как обязательное условие и составляющая успеха в достижении определенного блага, которое не запрещено законом [9, с. 73]. В определенных исторических условиях, в которых люди имеют значительную степень свободы, они так или иначе отказываются от нее в интересах авторитарной власти, для того, чтобы увеличить возможность достижения собственных целей. Это разновидность замены теоретически возможного практически осуществленным. Поскольку позитивная свобода имеет первоочередное значение, такая замена, выдается разумно. Реальные формы побега от свободы случаются достаточно редко. Право – необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Право есть нечто святое уже потому, что оно является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода: при тоталитарном режиме действует не право, а пресловутая политическая целесообразность, т.е. произвол. Опасаясь открытого судебного разбирательства своих политических противников, тоталитаризм создает закрытые формы расправы. Только подлинное право, обеспечивая человеку свободу действия, в то же время обеспечивает защиту от произвола и рядовому гражданину, и «правящим верхам». В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддерживание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. Свод законов – это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Как говорил Цицерон,...
Другие файлы:

Педагогика сотрудничества
Технология индивидуального обучения и педагогика сотрудничества. Идея вальдорфской школы. Идея школы Френе. Идея свободы и сотрудничества. Импульс тво...

Идея права
Право является структурообразующим элементом человеческого общества. Без права оно просто не может существовать, особенно если речь идет о современном...

Н.А. Бердяев
Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации...

Русская идея - идея духовного развития России

Конституционные личные (гражданские) права и свободы в США и Германии: сравнительный анализ
В основу первых конституционных актов легла идея о том, что люди от рождения свободны, и им принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав. Констит...