Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Наука и религия разлученные сестры

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Наука и религия – разлученные сестры«Как ни гляди, между религией и естественными науками нет никакого противоречия. Как раз в самых решающих моментах здесь наблюдается полное согласие. Они не исключают друг друга – как думают сегодня многие - а дополняют и обусловливают друг друга. Для верующего Бог находится в начале пути, для физика - в конце». Макс Планк (1858-1947), немецкий физик. Пророк Бахаулла (1817 -1892, основатель религии бахаи) писал: «Суть религии – свидетельствовать о том, что явил Господь, и следовать тому, что предписано Им, в Его Могущественной Книге». не секрет, что на путях становления и развития науки и религии встречалось много безнравственных троп. Крестовые походы, индульгенции, инквизиции, «охота на ведьм» - все это мракобесие корыстных и властолюбивых служителей церкви; а создание отравляющих веществ, биологического и атомного оружия и других средств массового уничтожения - дело рук учёных. Но не стоит акцентировать внимание на отрицательных проявлениях того и другого явления. Гораздо важнее тот факт, что Истинная вера делает человека духовным, светлым и добродетельным, а наука обеспечивает его материальными благами и расширяет познание окружающего мира. Еще в середине 18 века М. В. Ломоносов, отдавая дань зарождающейся в России науке, говорил о Божественном благоволении: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество …. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению». А теперь обратимся к временам расцвета науки и к ее великому корифею Альберту Эйнштейну. Он утверждает: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им …. Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты». И еще одно высказывание этого великого ученого, достойное истинного священнослужителя: «Напрасно перед лицом ХХ века многие сетуют: «Как Бог допустил?» …. Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей». Очевидно, так логично и доходчиво мог сформулировать свою мысль очень эрудированный и религиозный человек, каковым и являлся Альберт Эйнштейн. Насколько беспомощно на этом фоне выглядят ученые – атеисты, говорящие с неприязнью о Боге и религии, противопоставляя им науку. Вот как советский геохимик и минеролог Алексей Иванович Ферсман, живший в те же годы, что и Альберт Эйнштейн, декларирует без всякой логики свой постулат: «Я глубоко убежден, что несовместимость науки и религии должна заставить всех нас сделаться активными борцами за материалистическое мировоззрение, ибо без него мы не мыслим ни науки, ни жизни». Ни одним словом не обмолвившись, в чем заключается эта «несовместимость», А. Ферсман переходит от своего собственного взгляда «я убежден» на обобщающее заключение «мы не мыслим …». О таких ученых более кратко и более убедительно высказался французский химик Сабатье: «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом». А что по поводу взаимосвязи науки и религии думают религиозные деятели? Они, аналогично истинным ученым, полагают, что именно Бог своим Величием, Мудростью и Силой озаряет и науку, и религию, сближая их с каждым веком ради познания Творца и Его творений. Православный священник Александр Мень говорил: «… Наука и религия (два пути познания нашей реальности) должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества к Истине». Как видите о. Мень обращает внимание на то, что не только наука, но и религия ведет человека к Истине. А вот как о том же образно повествует Абдул Баха (1844-1921, сын Бахауллы, философ и распространитель веры бахаи): «Религия и наука – два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и развивается человеческая душа. Нельзя лететь на одном крыле. Если человек это сделает, опираясь лишь на крыло религии, он угодит в трясину фанатизма, если же полетит лишь на крыле науки, то упадет в беспросветное болото материализма… Более того, религия должна находиться в согласии с разумом и соответствовать выводам науки. Ибо религия, разум и наука – составные части действительности; посему, будучи таковыми, они должны соотноситься друг с другом и пребывать в согласии. Религиозный по своей природе вопрос или принцип должен быть одобрен наукой. В науке необходимо заявить о его обоснованности, и разум должен подтвердить его, дабы он порождал уверенность. Если же религиозное учение расходится с наукой, то оно, несомненно, является суеверием. Господь человечества наделил нас умственными способностями, дабы мы могли проникнуть в суть вещей. Посему, как может человек согласиться с каким-то утверждением, которое противоречит разумному мышлению и положениям науки? Конечно же, такой образ действий не наполнит человека уверенностью истинной верой». Еще не было 2-ой мировой войны, атомных бомбежек Хиросимы и Нагасаки, международного терроризма, а Абдул Баха предупреждал, что наука без религии может стать источником глобальных катаклизмов. А после войны немецкий (а в последствии американский) ученый-ракетчик фон Браун говорил: «Лишь новое обращение к Богу может спасти мир от надвигающейся катастрофы. Наука и религия – это сестры, а не враги …» И вот еще одна любопытная мысль философа Михаила Стрелкова: «За причинами всех явлений мы должны научиться видеть единую причину, из которой все вышло – чувство любви (ибо «Бог – есть любовь»)… Когда мы поймем, что наука и религия должны протекать через чувство любви, начнется их плодотворное сотрудничество…Развитие на уровне жизни тела должно идти, руководствуясь нравственными основами, которые вырабатывает религия. Тогда развитие жизни тела не будет идти в ущерб душе. Сейчас, насколько я вижу, начинает постепенно созревать сотрудничество науки и религии… Человечество учится мыслить по-новому». Из этого высказывания напрашивается естественный вывод: наука и Божественная вера - две взаимообогащающие ипостаси нашего мировоззрения: материалистического и духовного.РЕЛИГИЯ И НАУКА – ДВА ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРАС самого начала развития у человека процесса мышления перед ним вставали вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Сколько родителей, видя, как от болезни или несчастного случая умирает ребенок, спрашивают: «За что такие страдания? Есть ли в этом какой-то смысл?» Подобные вопросы не дают покоя многим людям, которые видят нищету, болезни и несправедливость. Различного масштаба войны также часто заставляют людей задумываться о том, есть ли в жизни вообще какой-то смысл? Эти вопросы звучат знакомо. Их задают многие мыслящие люди. Считается, что, найдя ответ на них, можно познать смысл жизни.Существует два подхода к поиску ответов на мучающие человечество вопросы – научный и религиозный. Религия – есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких Богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Сверхъестественное действие исходит непосредственно от Бога, только Бог знает, в чем оно заключ...
Другие файлы:

Наука и религия
Марсель Кашен Наука и религия Перевод с французского 1958 Издательство иностранной литературы Москва...

Религия и наука
"Религия и наука" - превосходный, очень краткий разбор взаимоотношений веры и науки с философских позиций. Религия и наука не могут враждовать, т. к....

Наука и религия
Книга русского философа и политического мыслителя Бориса Николаевича Чичерина (1828—1904) — самое значительное его философское произведение. В ней наи...

Наука и религия 4

Религия и наука