Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Методы применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания Развитие методов познания

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Министерство сельского хозяйства РФФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИФакультет заочного обученияОтделение государственного и муниципального управленияКафедра философииКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо дисциплине «Концепции современного естествознания» на тему:«Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания» Выполнила: 1 курс, 3 группа Шифр У-06074у Проверил: Новосибирск 2006 г.ОГЛАВЛЕНИЕВведение 31 Понятие и классификация методов научного познания 42 Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование) 63 Развитие методов познания 11Список использованной литературы 12Словарь основных терминов 13ВВЕДЕНИЕЧеловечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, но и ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.В своей работе я буду рассматривать понятие и классификацию методов научного познания, методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, а также развитие методов познания.1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. «Владение методами означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практики». Методы научного познания принято подразделять по степени их общности на три группы: 1. Всеобщие (или универсальные) методы, т.е. общефилософские. Эти методы «характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека». 2. Общенаучные методы, т.е. методы, характеризуют ход познания во всех науках. Их классификация непосредственно связана с понятием уровней научного познания. Различают два вида научного познания: эмпирический и теоретический; 3. Частнонаучные методы, т.е. методы, применимы только в рамках отдельных наук или исследования какого-то конкретного явления. Специфика данных методов заключается в том, что они являются частным случаем применения общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. В зависимости от применяемых методов условно естественные науки можно классифицировать на две основные группы: 1. Описательные науки прикладного характера, которые в основном занимаются собиранием фактов и исследованием их связей; 2. Объясняющие науки теоретического характера, которые обобщают связи в принципы, законы и общие закономерности. В этой связи вся совокупность общенаучных методов может быть классифицирована на методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследования, т.е. эмпирические и теоретические метолы познания.2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭМПИРИЧЕСКОМ И ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ ПОЗНАНИЯ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ, АНАЛОГИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ) Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной – языковой – переработки чувственных данных, вообще информации, полученной с помощью органов чувств. Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщения материала, получаемого посредством наблюдения. Здесь образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления. Таким образом формируются эмпирический базис тех или иных теорий. Для теоретического уровня познания характерно то, что «здесь включается деятельность мышления как другого источника знания: происходит построение теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности, которая является предметом изучения той или иной теории». Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания являются такие методы ка...
Другие файлы:

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания
Понятие и классификация методов научного познания. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и...

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности ра...

Методология и методы познания
Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой при...

Эвристические методы научного познания
Общая характеристика эвристических методов научного познания, исследование исторических примеров их применения и анализ значения данных методов в теор...

Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический
Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмп...