Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Антропологическая парадигма в философии

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Социальная философияЗдоровец Виктория ВладимировнаСтуденческий билет №102-КФК-83г. Владивосток ул. Нейбута д.17 кв.32Контрольная работа №1Антропологическая парадигма в философииСодержание
  • Антропологические парадигмы в истории философской мысли……3
  • Христианско-персоналистическая парадигма………………………..6
  • Европейско-антропоцентрическая парадигма………………………..7
  • Список литературы…………………………………………………….13
  • Антропологические парадигмы в истории философской мыслиВопрос «Что есть человек?» является не только основным вопросом философской антропологии, но и философии как таковой. Отвечая на данный вопрос, строятся философские системы, делаются определенные методологические выводы в различных областях философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии.В так называемой «советской философии» проблеме человека уделялось весьма мало внимания: 1) в историческом материализме человек рассматривался как субъект исторического процесса, в основном детерминированный объективными материальными условиями (общественным бытием); 2) в этой же теории делались ставки на коммунистическое воспитание и всестороннее развитие человека, но, по сути, без понимание современных тенденций развития общества и его трансформирующих последствий для человека; 3) ценные исследования и идеи антропологического характера, которые шли вразрез с основными положениями марксизма-ленинизма, отвергались под предлогом критики «буржуазной философии», например, как это произошло с философской антропологией Ж.-П. Сартра [7]. Это, несомненно, сдерживало антропологические исследования в нашей стране.Лишь 90-х годов XX века в России увеличивается интерес к проблемам философской антропологии, причем данные исследования не были уже отягощены идеологическими пристрастиями; также пересматривается критика западных авторов, занимавшихся и занимающихся проблемами человека (см., например, [1,2,4]). Очевидно также, что бурный всплеск интереса к философской антропологии наблюдается не только в нашей стране. Западная философия XX столетия, начиная с 50-х годов, переосмысливает и вырабатывает совершенно новый взгляд на человека, положение которого в мире стало чрезвычайно трагическим и проблематичным (примером такого миросозерцания может выступить и экзистенциализм, и постмодернизм как весьма утвердившиеся философские направления современности с оригинальными взглядами на проблему человека).Можно с большой долей уверенности сказать, что в настоящее время происходит новый «антропологический переворот», который связан: во-первых, с неудовлетворительной оценкой предыдущего этапа развития философской антропологии и его основных идей; во-вторых, с новыми коренными общественными изменениями и соответственно с проблемами, с которыми сталкивается современный человек, (например, страх перед глобальными экологическими проблемами, угроза терроризма и экстремизма). В истории философской мысли можно выделить несколько антропологических парадигм, сменяющих друг друга в результате социально-антропологического переворота, революции в мировоззрении не только мыслителей, но и всего человеческого сообщества.Перед тем, как мы выделим основные антропологические «вехи», желательно, на наш взгляд, для объяснения развития философско-антропологической мысли использовать диалектический закон, предложенный Д.П. Горским, – закон диалектического отчуждения, смысл которого заключается в следующем: «… вторичное, производное, порождаемое в процессе развития первичным, исходным, фундаментальным в гносеологическом смысле, приобретает затем самодовлеющий, самостоятельный статус, находится в противоречивом отношении к первичному и предписывает, диктует последнему свои правила и законы, и в этом смысле подчиняет первичное вторичному»[3, 67]. Иллюстрацией данному закону может послужить, например, капитал. Выраженный в самой абстрактной своей форме, в бумажных деньгах, капитал является отчужденным трудом. Вышеописанный закон демонстрирует, как какой-либо феномен или явление отчуждается, отрицается, объективируется (по различной терминологии) феноменом или явлением, порожденным им.Заметим, что этот закон выражает не необходимый характер развитие всех общественных, антропосоциальных или иных явлений, а, скорее всего, лишь тенденции развития таких явлений. Категорично заявлять об объективном и, более того, всегда и при всех условиях повторяющемся законе диалектического отчуждения, на наш взгляд, неуместно. Несомненно, он проявляется не всегда, а проявление данного закона в каждом отдельном случае требует особого исследования причин отчуждения того или иного явления или феномена.Сделаем еще одно замечание: каждый антропологический переворот, устанавливающий соответствующую ему антропологическую парадигму, несет в себе положительный, прогрессивный элемент по отношению к предыдущей парадигме, но впоследствии согласно закону диалектического отчуждения переходит в негативную, тормозящую развитие форму.
    Другие файлы:

    Человек в зеркале философии
    Философская мысль о сущности человека: основные позиции. Антропологическая ориентированность как общепризнанная национальная традиция русской философи...

    Антропология и теория познания Канта
    Проблемы познания в философии XVIII века. Основные положения философии Канта. Антропологическая теория И. Канта. Теория познания в философии И. Канта....

    Основные этапы исторического развития философии
    Основные принципы философии средних веков. Важнейшие учения этого периода. Философия эпохи Возрождения, Нового времени: проблема универсального метода...

    Holism: A shopper’s guide
    Описание: Холизм как современная философская парадигма излагается двумя крупными представителями американской аналитической философии как базис соврем...

    Социальная беспризорность как антропологическая проблема
    Коллапс системы социальной защиты как причина бездомности. Освобождение из мест лишения свободы, потеря жилья, семейные проблемы. Социальная реабилита...