Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Принципы логического мышления

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Принципы логического мышления1) Закон тождества.Мысль должна оставаться тождественной в процессе рассуждения2) Закон (не) противоречия.Нельзя допускать мысли, которые исключают друг друга. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно.3) Закон исключенного третьего:Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое — ложно.4) Закон достаточного основания.Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.K=JTBKnowledge — justified true beliefsЗнание это обоснованные истинные мнения (верования)Пропозициональное знание — знание состоящее из утвержденийФормы познания
  • Чувственная (ощущения, восприятия, представления – формы чувственного познания)
  • Рациональная (понятия, суждения, умозаключения – формы мышления)
  • Пропозициональное знание — знание представленное в форме понятий, на основе которых высказываются суждения, связанные между собой умозаключениями Понятие - это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признакахДля образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов \ по существенным или несущественным признакам.Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета временное отвлечение от других.Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.Имя [смысл] денотат (значение)СОДЕРЖАНИЕПОНЯТИЕ ОБЪЁМПонятие как форма мышленияПонятие – форма мышления, в которой выделяются и обобщаются предметы, явления того или иного класса по существенным, отличительным признакам.Существенным называют такой отличительный признак, который выражает коренную природу выделяемых предметов и служит основой для обобщения в классы.Признак – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.Термин (тоже, что и понятие) – слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие какой - либо специальной области науки, техники и т.д. В языках науки используются специальные терминыСтруктура понятия
  • Объем – это совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии.
  • Содержание – это совокупность всех существующих признаков предмета или класса
  • Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объемаВиды понятийС точки зрения объема понятия могут быть:
  • Единичными – мыслится один элемент
  • Общими – мыслится много элементов
  • С точки зрения содержания понятии могут быть:
  • Конкретными – мыслится предмет или явление самостоятельно существующие
  • Абстрактные – мыслится не предмет, а какой-либо из признаков, свойств или отношений, взятые отдельно от предмета или явления.
  • Относительные – мыслится предметы, которые не существуют без своей противоположности
  • Безотносительные – такие понятия, которые могут существовать без своей противоположности
  • Положительные – это понятия, в содержании которых мыслятся свойства присущие предмету мысли
  • Отрицательные – те понятия, в содержании которых указывается на отсутствие предмета, либо его некоторых свойств
  • Собирательные – группа однородных предметов мыслится как единое целое
  • Несобирательные – те, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса
  • Логические отношения между сравнимыми понятиями
  • Совместимые – имеют по крайней мере один общий элемент
  • Несовместимые – объемы, которых полностью (частично) не совпадают. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов
  • Совместимые понятия
  • Равнозначность – понятия, объемы которых полностью совпадают
  • Пересечение - совместимые понятия, у которых объемы совпадают только частично
  • Подчинение - понятия, у которых объем подчиненного понятия полностью входит в объем подчиняющего, но не исчерпывается им
  • Несовместимые понятия
  • Соподчинение – когда объемы двух несовместимых понятий полностью входят в объем третьего понятия
  • Противоположность – когда есть ряд однородных понятий, и эти противоположные понятия занимают противоположные позиции
  • Противоречие – в этом отношении находятся соподчиненные понятия, которые полностью исчерпывают объем подчиняющего понятия, и при этом эти понятия противоречат друг другу
  • Логические операции с понятиями
    Другие файлы:

    Развитие логического мышления в процессе обучения математике
    Традиции математического образования в различные исторические эпохи, воспитательное значение предмета. Анализ психолого-педагогической и методической...

    Фигурные лабиринты
    Подготовка к школе: Фигурные лабиринты: развитие логического мышления. Формирование у ребёнка качественного нового логического мышления, а точнее его...

    Развитие логического мышления у детей
    Особенности логического мышления у детей младшего школьного возраста, методы диагностики и развития. Характеристика диагностического инструментария, п...

    Развитие логического мышления младших школьников при помощи инновационных технологий
    Психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Влияние инновационных педагогических технологии на п...

    Оптимизация условий и методов развития логического мышления младших школьников
    Особенности логического мышления младших школьников, его развитие на уроках математики. Теоретические основы использования дидактических игровых задан...