Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Системы объективного идеализма

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Системы объективного идеализмаОснования объективного идеализмаОсновной факт, на почве которого выросли классические системы объективного идеализма, — это действительный факт независимости совокупной культуры человечества и форм её организации от отдельного человека, и более широко — вообще превращение всеобщих продуктов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной) в независимую от воли и сознания людей силу. Это «» продукта деятельности и самых форм человеческой деятельности приводит к тому, что формы деятельности человека действительно противостоят отдельному лицу и навязываются ему силой внешней необходимости и потому могут представляться как силы и способности некоего сверхиндивидуального (, , и т. д.). Такое отчуждение лежит, как показал Маркс, в основе и , и . В обеих этих формах общественного сознания человек осознает свои собственные силы и способности, но осознает их под видом сил и способностей некоторого другого, нежели он сам, .Это религиозно-философское отчуждение человеческих способностей вовсе не есть плод невежества или недомыслия, как думали и , а есть своеобразное отражение реального факта — реального человека в условиях стихийного развития общественных отношений, реального отношения индивида к общественно-человеческим способностям и формам деятельности в этих условиях. В форме религии и идеализма отражается факт независимости совокупной общественной культуры и форм её организации от отдельного человека, и более широко — вообще превращение всеобщих продуктов общественного производства (как материального, так и духовного) в особую, противостоящую индивидам социальную силу, господствующую над их волей и сознанием. Именно по той причине, что «сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно», эта социальная сила и противостоит, а потому и «…представляется данным индивидам не как их собственная объединённая сила, а как некая чуждая, вне их стоящая , о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, — напротив, последняя проходит теперь ряд фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляющих эту волю и это поведение»Непосредственно эта власть общественного целого над индивидом обнаруживается и выступает в виде , общества, в виде , и ограничений, норм общественного поведения и, далее, , и прочих и . С требованиями и ограничениями, в них выраженными и общественно санкционируемыми, индивид с вынужден считаться гораздо более осмотрительно, чем с непосредственно воспринимаемым внешним обликом единичных вещей и ситуаций или с органическими , и своего .Учение ПлатонаПлатонТайна рождения взгляда на идеальное ясно просвечивает в учении Платона. Человеческая , констатирует Платон, управляется непосредственно не , а государства. В этом заключается отличие человека от .Под государством Платон понимал не только правовую или структуру, но всю систему общих , непосредственно определяющих поведение отдельного лица:
  • его волю
  • его , включая нормы ,
  • правила
  • правила ,
  • религиозные и т. д.
  • Как таковое государство, по Платону, противостоит в качестве особой сверхприродной действительности, к которой он с детства вынужден приобщаться путем подражания.Но в свете этого факта совсем по иному встала проблема . До Платона знание понималось как внутреннее состояние отдельного человека. Поэтому вопрос о знании старались решить на основе исследования отношений отдельного человека ко всему окружающему миру, или индивидуальной, телесно понимаемой к миру вне её. Платон же стал понимать под человеком не единичное тело, а , сформированную , то есть человека, усвоившего общие и повинующегося им. Индивид стал рассматриваться прежде всего как государства, или же как государство, воплощенное в индивиде как в своем полномочном представителе.Это крайне характерный идеалистический оборот мысли: в качестве субъекта выступает безликое государство, а индивид — лишь как его орудие. Поэтому вопрос об отношении знания к встал как вопрос об отношении непосредственно-общественных норм и форм человеческой культуры, индивидуализированных в отдельном человеке, к миру единичных чувственно воспринимаемых тел, к которому принадлежит и единичное тело самого человека.Гегель не случайно хвалил Платона именно за то, что в его учении «…реальность духа, поскольку он противоположен природе, предстала в её высшей правде, предстала именно организацией некоторого государства…», а не организацией отдельной души. Иными словами, вопрос об отношении духа к природе у Платона встал как вопрос об отношении очеловеченной природы, то есть всех чувственно воспринимаемых форм вещей, которые созданы человеком, к природе девственной. При такой постановке вопроса на первый план выдвигается активность человека по отношению к природе. Но реальная предметно-практическая активность человека понимается идеализмом как следствие, как внешнее выражение активности тех общих норм и категорий, единичным представителем которых выступает отдельный человек.Всеобщие нормы культуры, которые Платон называет , организующие сознательную волю отдельного лица, а через неё — и порядок вещей внутри человеческого мира, — выступают как «прообразы», как «активные образцы», оформляющие вещество природы, в том числе и телесное существо самого человека. Поэтому природная материя для объективного идеализма и выступает только как чистая возможность, как пассивная бесформенная глина, формируемая творческой мощью идеальных прообразов. Основой для такой является тот факт, что все без исключения общие образы, зафиксированные в речи и в формах , возникают в действительности вовсе не в акте пассивности созерцания отдельным человеком нетронутой трудом природы, а в процессе практически-предметного преобразова...
    Другие файлы:

    Основной вопрос философии
    Сущность сторон основного вопроса философии: онтологической, гносеологической. Понятие идеализма и дуализма, особенности объективного и субъективного...

    Основные направления философии
    Материалистическая философия, ее виды. Античный, метафизический, диалектический и исторический материализм. Основные идеи некоторых представителей объ...

    Различие между системами философии Фихте и Шеллинга
    Работа «Различие систем философии Фихте и Шеллинга» («Differenz der Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie») обычно в литературе вопро...

    Философская концепция объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля 1770 1831 гг. проблемы Мирового

    Платон и его эпоха
    В сборнике, посвященном 2400-летию со дня рождения древнегреческого философа Платона, охватывается широкий круг проблем, связанных с учением и литерат...