Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Смысл жизни в понимании философов античности и раннего Средневековья

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 2 г. Чебоксары» РЕФЕРАТ ТЕМА:«Смысл жизни в понимании философов античности и раннего Средневековья» Подготовила:Ученица 10 «А» классаКостина ЮлияПроверила:Мартыненко Д. Ю. г. Чебоксары 2010 Оглавление.Введение.Основная часть.Вывод.Использованная литература. Введение.Смысл жизни — тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений. Основная часть.Первыми философскими взглядами на проблему смысла человеческого существования можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.Мировоззренческую основу учения о смысле человеческого существования Конфуций не обсуждает. Кун-цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Философское видение проблемы.Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.Древняя Греция и Рим.Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.Эпикурейцы (последователи Эпикура) провозгласили гедонистическое понимание смысла жизни.Гедонизм (от греч. наслаждение) - учение, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания; а зло – как то, что влечет за собой страдание. Смысл жизни, высшее благо для человека, считал Эпикур – это достижение им блаженства, наслаждения.НО:Действительно длительными и прочными с точки зрения Эпикура, может быть только духовные наслаждения и блага: дружба, знания - «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти». Высшая форма блаженства – это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира – атараксия (т.е идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийскому идеалу). В дальнейшем гедонистическое понимание жизни часто истолковывалось натуралистически – как получение наслаждения от материальных благ, чувственных наслаждений и т.п.Таким образом, гедонистическое понимание смысла жизни во многом зависит от того, что именно доставляет человеку наслаждение: духовные или материальные блага. К сожалению, современное понимание гедонизма, эпикуреизма чаще связывают с изысканным материальным потреблением.
Другие файлы:

Психологические знания античности и средневековья
Материалистичность как основа психологических концепций античности. Философские воззрения античности на душу, ее природу. Усиление церковного влияния...

Искусство раннего средневековья (Новая история искусства)
В предлагаемой вниманию читателя книге «Искусство раннего Средневековья» автор прослеживает развитие европейской архитектуры, скульптуры, живописи, кн...

Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - начало VII века)
В монографии рассматривается одна из ключевых проблем истории Западной Европы - переход от античности к средневековью и его значение для судеб европей...

Русская философия о смысле жизни
Смысл жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении. Значение духовности в поисках смысла жизни в русской философии. Вопрос о смысле жизни в...

Развитие политической мысли в философии античности и средневековья
Темы политического анализа в философии античности и средневековья. Полис как город-государство и как община. Платон и Аристотель о политике. Процесс в...