Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Границы философского знания

Тип: учебное пособие
Категория: Философия
Скачать
Купить
Границы философского знанияфилософия материализм идеализм гносеологическийПрежде чем определить «границы» философского знания и усомниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческого организма и т.д. А философы?»Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия.Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия с умозрением.Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.Теперь определим «границы» между философским и научным знанием.Соотношение философии и науки1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»2. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого дать объективную картину мира.Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа понять современное сознание и его истоки.3.Для науки главное сформулировать такую теорию, истинностькоторой можно подтвердить экспериментально.Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.4.Наука вырабатывает понятия математические, физические, химические.Философия пытается выработать всеобщие понятия категории.5.Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель в античности; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М.В. Ломоносов в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.На определенном этапе становления в философии преобладают признаки науки. Философия же как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия».
  • Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?
  • Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?
  • Может ли человек познать окружающий мир?
  • В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?
  • Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего. Для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени «как возможно познание», для современного позитивизма в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д. Для марксистско-ленинской философии XX 
    Другие файлы:

    О природе философского знания
    В книге критически рассматриваются наиболее распространенные в современной буржуазной философии концепции природы философского знания: феноменологичес...

    Философия как тип мировоззрения
    Предмет и природа философского знания. Понимание сознания как дифференцированной внутри себя целостности. Анализ природы философского знания и его при...

    Структура философского знания. Предмет философии
    Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, ак...

    Система философского знания
    Философия как форма духовной активности. Основные элементы системы философского знания. Основные вопросы философии. Новейшая и современная философия X...

    Проблема философии
    Научность и многообразие философского видения мира. Метод в философии - диалектика или метафизика? Соотношение философии и частных (конкретных) наук....