Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Основы философского анализа общества

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Основы философского анализа обществаСодержание1. Основы философского анализа общества1.1 Генезис и развитие социально-философского знания1.2 Основные исследовательские программы в обществознании1.2.1 Смысл натуралистической, социопсихологической и идеалистической концепций общества1.2.2 Сущность диалектико-материалистической концепции общества1.2.3 Культурно-деятелъностные концепции общества1.2.4 Сущность диалектико-материалистической концепции общества1.3 Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие1.4 Историческая необходимость и свобода личности. Роль народа и личности в историиСписок использованных источников конфликт насилие личность1. Основы философского анализа общества1.1 Генезис и развитие социально-философского знанияПервоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество (от лат. «социо» - соединить, затевать совместный труд). Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека «политическим животным», имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Рассматривая общество как государство с его отношениями «господства - подчинения», Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимыми индивидами как гражданами, реализующими свои естественные права.Для средневековья характерны теологические концепции общественного развития (Августин Блаженный, Фома Аквинский).В Новое время Д. Вико выдвинул принцип историзма в объяснении человеческого мира, отличал социальное бытие от природного. Он приблизился к пониманию взаимосвязи общественного бытия и сознания. Это вытекает из принципа совпадения истинного и содеянного: мы можем знать только то, что сами делаем. Истина и факт (порядок идей и порядок вещей) у Вико оказались обратимыми. Если мир природы, сотворенной Богом, может быть познан только им, то мир «гражданственности», созданный людьми, может быть доступен для них. Однако в целом исторический процесс Вико трактовал провиденциально.Философы пытались выявить движущие силы общественных изменений в самых различных факторах: корыстных интересах и ненасытных желаниях человеческой природы; воздействии географической среды; совершенствовании знаний. Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гассенди, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и другие развивали теорию общественного договора. Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность. Впрочем, Руссо частную собственность считал состоянием вражды и угнетения и утверждал идею законности социальных революций для восстановления равенства индивидов.Общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Августин создал философию истории божественного государства. Лейбниц и немецкие идеалисты считали господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривали как вплетенного в события истории. Сам этот термин впервые употребил Вольтер (XVIII в.), который имел в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Большой вклад в разработку историософских вопросов внес Гердер (в труде «Идеи о философии истории человечества»). Он учитывал, наряду с общими тенденциями развития, своеобразие национальных культур и исторических эпох в широкой панораме мировой истории.Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, - состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира. Эта цель в философии истории Канта аналогична непознаваемой вещи в себе: предел, которого никогда нельзя достичь. Человек для Гегеля - средство благоденствия целого, т.е. государства. Преследуя собственные интересы как побудительные мотивы деятельности, люди действенно воплощают интересы общества. Гегель осознавал неадекватное совпадение целей и результатов деятельности, что выражается в «хитрости» духа. Развивая диалектический метод, Гегель устранял предшествующие упрощенные концепции линейного прогресса, выдвинул мысль о необходимости выделения при исследовании социума объективных законов, полагал, что идеи прошлого способны активно воздействовать на будущее, перерабатываясь в соответствии с требованиями современности. О. Конт изложил концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений, представил общество как целостный организм со своей качественной определенностью и отличный от составляющих его индивидов, показал значение духовности (общих идей, морали), скрепляющей различные элементы общественного организма. Идеальное общество он представил по формуле: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Диалектико-материалистическую концепцию истории разработал марксизм. В философии истории Н.К. Михайловский приоритет отдавал субъективному моменту, выраженному в признании за каждым человеком способности влиять на исторические события (посредством идеалов и ценностей познающей личности). Английский этнограф Э.Б. Тайлор (1832 - 1917) философию истории понимал как объяснение прошедших и предсказание будущих явлений в жизни человечества на основании общих законов (в монографии «Первобытная культура»). Тайлор утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Он их называл пережитками и их существование объяснял иррациональными причинами. Тайлор отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Философия истории, считал Н. И. Кареев, играет ту же роль по отношению к истории, какую натурфилософия играет по отношению к природе: она домысливает недостающие связи, исходя из своих представлений о должном, основанных на знании общих законов развития. На социум, полагал философ, следует смотреть глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты. Синтетический подход базируется, считал Л.П. Карсавин, на неразрывной связи между бытием и знанием.Вызывает интерес схема мировой истории, предложенная К. Ясперсом, где выделены: 1) прометеевская эпоха: возникновение речи, появление орудий труда, использование огня, образование групп и сообществ; 2) эпоха великих культур древности: появление письменности, магической религии, государственности (шумеро-вавилонская, египетская, эгейская, доарийская культура долины Инда, архаический мир Китая); 3) осевая эпоха: формирование человека в его духовной открытости миру (Индия, Китай, Персия, Палестина, Древняя Греция), когда родились мировые религии, философия, проявилась духовная рефлексия; 4) эпоха науки и техники: мир как единая сфера общения.Логические позитивисты и сторонники аналитической философии состояние науки о социуме стали рассматривать с позиций уяснения связей между высказываниями.
Другие файлы:

О природе философского знания
В книге критически рассматриваются наиболее распространенные в современной буржуазной философии концепции природы философского знания: феноменологичес...

Философия. Учебник
В учебнике рассматриваются предмет и метод философской науки, философия как мировоззренческая система, прослеживается эволюция ее основных течений. Ва...

Общество как объект философского анализа. Общественное развитие
Отражение проблемы зарождения и развития человеческого общества в различных религиозно-философских течениях разных времен. Концепция географического д...

Философия.
М.: ИНФРА-М, 2004. — 519 с. В учебнике рассматриваются предмет и метод философской науки, философия как мировоззренческая система, просл...

Энергоэволюционизм
Михаил Веллер, член Российского Философского Общества, участник Всемирного Философского Форума 2010 в Афинах, удостоенный его медали, представляет в э...