Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Об интуиции и формальном умопостроении

Тип: статья
Категория: Философия
Скачать
Купить
Об интуиции и формальном умопостроенииРазговор о пустословии о предмете и противопостовляемом ему переживании истинного опыта этого предмета сам по себе всегда очень скользкий и потому нуждается в освещении, чтобы ему самому не стать пустословием.Можно согласиться, что есть некое умственное видение любого предмета нашего сосредоточения, и есть способность символического описания этого видения, знаком и звуком. Люди, рассматривающие предмет или тему, могут действительно видеть то, что ей принадлежит и обозначать, то что они действительно видят, символом, который намекает им на созерцательное умственное постижение, а могут и символически говорить о разном, и потому строить дальнейшее совместное рассуждение в иллюзии. Кроме того, такое умственное зрение может проникать в предмет как-бы до разной глубины, и потому говорят о разных степенях умственного проникновения или степенях интуиции. Не всегда бывает легко заметить, говорят ли собеседники об одной и той же или о разных характеристиках предмета. Часто это бывает смешанным, т.е. иногда говорят об одной и той же составляющей, и тут же о разных (или о разных аспектах). В этом процессе рассмотрения и совместного рассмотрения и обсуждения умы наши могут развиваться и отшлифовываться, подобно тому, как может развиваться тело атлета, практикующего некий вид спорта, или подобно тому, как развивается искусность музыкантов, учившихся своему искусству, нотной грамоте, и поотдельности и совместно практикующих свои концерты. Конечно, замечали разную степень одаренности в спорте разных спортсменов, или в музыке разных музыкантов, но замечали также и то, что теоретическая подготовка, тренировки и совместная сыгранность участников, делает их более способными выступать лучше в своем искусстве, и от изначальной какофонии приходить к некоей гармоничности, и часто к хорошему совместному решению, поставленной задачи. Отсюда внимание тренера или режиссера обычно привлекают две вещи, а именно: талант будущих исполнителей (и потому они занимаются отборкой перспективных исполнителей), а также теоретическая и практическая подготовка изначально отобранных (и потому они учат их, собирают и тренируют, и дают им задания для самостоятельной практики). Тот, кто хочет сосредоточиться скорее на умственном видении (или интуиции), чем на способности общаться о нем, выражать его в символах, способствующих со-настрою и аналогичным интуициям умов, знакомящихся с такими символами, часто склонен недосматривать и саму правду о возможности такого символического со-настроя, совместного творчества и взаимопонимания, а также склонен к болезненной критике символического элемента. Те же, кто склонны обращать внимание на формальные построения, работающие наряду с интуициями и помогающие им, часто склонны недооценивать сами интуиции и увлекаться формальностью, которая тогда уводит слишком далеко от интуиций, делая само рассуждение пустым или полу-пустым. Первые платят за свой недосмотр непонятностью, противоречивостью и негармоничностью выражения, а вторые формализмом, имеющим мало отношения к самой теме, ускользнувший из их символических сетей, пусть и хорошо сплетенных. Предмет же ускользает от внимания в обоих тех случаях. Не очевидно ли, что если есть желание понять тему, отразить ее понятно и таким образом совместно продвигаться в понимании ее до ее полноты, необходимо внимание к обеим сторонам этого процесса, т.е. к интуции и формальной логике? Обычно, такое внимание к тому и другому и называли вообще логикой (а не лишь формальной логикой). Если формальная логика по своей природе абстрагируется от предмета для того, чтобы понять саму структуру логического построения, его законы, то общая логика не может себе позволить абстрагирования об предмета рассмотрения, от интуиции. Это иногда упускали из виду (до разной степени) даже очень сильные философы. В таких случаях их рассуждения открывались для ошибки. Некоторые другие философы (вроде Абиларда, решение которого было изящно и элегантно) обращали внимание на необходимость синтетического решения проблемы общения со смыслом. Такие обычно уделяли должное как реализму так и номинализму, но говорили и о невозможности полной адекватности ни того, ни другого самих по себе, а о том, что есть самостоятельная реальность умственного концептуального продвижения как в сфере физической реальности, так и в сфере условности; поэтому их называли концептуалистами.*Как я уже указывал в более ранних статьях, критика логики, как вторичной или неистинной или неспособной справляться с эпистемологическими задачами, сама по себе строится на логическом основании, заведомо признавая его способность даже критиковать саму логику, а потому фундаментально является порочной и к философии может относиться не более чем пример аллогизма и фэлоси. Мы постигаем мир посредством логики, а не помимо нее, но в понятие логики здесь включается и понятие интуиции. Даже понятие тотального знания, которое приписывали Богу и слившимся с Ним, здесь не выходит за пределы логики, так определенной. Однако следует иметь ввиду и то, что из-за редкости такого явления, саму его идею часто старались выражать в терминах, диссонирующих с обычным человеческим мышлением и знанием, что вводило в заблуждение некоторых мыслителей, недостаточно знакомых с историей логики или философии вообще (восточной и западной, духовной и светской).Следует заметить, что в общении может возникать и проблема оценки своей интуиции и интуиции собеседника. Могут задать вопрос: «Как же можно быть уве...
Другие файлы:

Система Норбекова М.С. - Тренировка интуиции
Диск "Тренировка интуиции" - это: - подробные текстовые описания практик по тренировке интуиции; - анимированные схемы выполнения 12 комплексов по тре...

Интуитивное мышление и его проблема в отечественной и зарубежной психологии
История исследования интуиции в психологической науке. Особенности современной интерпретации феномена интуитивного мышления человека. Этапы и виды инт...

Место и роль интуиции в экономических исследованиях
Сущность научного исследования, предмет и объект экономических исследований. Эволюция философско-психологический взглядов на сущность "интуиции". Роль...

Условия становления и развития орфографической интуиции младших школьников
Орфографическая грамотность как часть языковой культуры. Особенности развития орфографической интуиции. Современные подходы к обучению орфографической...

Проблема интуиции в философии и математике
Данная публикация посвящена анализу философских теорий интуиции, сменявших друг друга в истории философии нового времени. Особое внимание уделяется ин...