Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Философские взгляды Григория Сковороды

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
СодержаниеВведение1. Путь Григория Сковороды в Философию2. Философская Система Сковороды3. Связь философского наследства Сковороды с современностьюЗаключениеСписок использованной литературыВведениеСКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры.В философских диалогах и трактатах библейская проблематика Григория Сковороды переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания.Имя украинского философа и поэта-баснописца, автора стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов занимает очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов.В своих философских и литературных произведениях Г. Сковорода придавал огромное значение исследованию человека, его существования. Науку о человеке и его счастье Сковорода ситал важнейшей из всех наук.В рассуждениях относительно этой проблематики, философия Сковороды имеет религиозно-философский характер, она неотрывно связана с обращением к Библии и христианской традиции, а поэтому опирается на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности.Вопросы, которые освещал Г. Сковорода в своих философских и литературных произведениях, являются актуальными и по сей день. А потому данная тема "Философия Г. Сковороды" является оригинальной и современной и в наши дни.1. Путь Григория Сковороды в ФилософиюПуть Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в образе "старца" - бродячего философа-наставника.Из чего же состоял этот предфилософский путь?Григорий Савич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет он учился в Киево-могилянской духовной академии. Потом находился в придворной певческой капелле в Санкт Петербурге. В 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский.Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, то он не согласился, вследствие чего был уволен.В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г).После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают его мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом.Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением его собрания сочинений, изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.За годы, потраченные на учебу и преподавание, у Григория Сковороды не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной обстановки, которая резко меняется - с другой.Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические спосо...
Другие файлы:

Философские идеи Григория Сковороды. Функции и роль религии. Определение и его виды
Философские идеи Григория Сковороды. Функции и роль религии. Г. Сковорода-первый представитель религиозной философи. Мистическая метафизика Сковороды....

Знаю человека
«Читал Сковороду. Прекрасно», - записал однажды Лев Толстой в своем «Карманном ежедневнике». Что же привлекло его а личности и учении Григория Саввич...

Сочинения Григория Саввича Сковороды. Юбилейное издание (1794-1894 год)

Философское наследие Г.С. Сковороды
Имя украинского философа и поэта-баснописца Григория Саввича Сковороды (1722 - 1794), по-видимому, занимает не очень высокий рейтинг среди имен знамен...

Сочинения (в 2-х томах)
Первый том включает произведения Г. Сковороды, написанные в 1750-1775 гг. Порядок размещения произведений позволяет проследить эволюцию философских вз...