Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Современный этап в развитии философии политики

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Современный этап в развитии философии политикиХIX – начало ХХ века стали периодом, когда окончательно определилось вычленение и институционализация сферы политического как самостоятельной подсистемы человеческого социума. Именно к тому периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различные ее типах и формах. Речь прежде всего идет о четком разделении властей, утверждении парламента, исполнительной и судебной властей как самостоятельных ветвей и институтов, о государственно-административной системе, государственной службе, чиновничестве, партиях и партийных системах, избирательной системе. Для формирования современной политической системы в целом и некоторых ее важнейших институтов ключевое значение имело появление идеи, принципа и механизмов представительства. Начало их формирования относится к XVII – XVIII векам, но они приобрели свой завершенный вид в XIX – первой половине ХХ века. Главная заслуга в их разработке принадлежит Дж. Локку, Ш.Л. Монтескьё, А. де Токвилю, Дж.С. Миллю и другим. Ее суть состояла в постулате, гласившем, что, поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированы соответствующие прерогативы и права. В результате мир политического окончательно определился как самостоятельная реальность, имеющая собственное бытие, структуру, составные части, логику развития. Политическая наука и философия политики как раз и стали дисциплинами, призванными изучать этот мир во всех его аспектах и проявлениях. В их рамках были сформулированы важнейшие политологические и политико-философские концепции, теории политики и мира политического, подняты фундаментальные проблемы эпистемологии и методологии, соотношения этики и морали, реального и идеального, свободы, равенства и справедливости, профессионального и морального в сфере политического, политической онтологии.Во второй половине XIX – начале ХХ века вышел в свет целый ряд работ обзорного характера, в которых были предприняты попытки проанализировать различные аспекты политико-философской проблематики. Однако главный упор в них делался не столько на выявление сущности самой политической философии и политической онтологии, сколько на исследование истории политических идей и теорий.Среди авторов, внесших заметный вклад в постановку и разрешение важнейших проблем философии политики следует назвать М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Он, в частности, полагал, что политика обусловлена не только производственными отношениями, как у К. Маркса, или разделением труда, как у Э. Дюркгейма, но и в равной степени влиянием административных структур. Большое значение имели сформулированные М. Вебером концепции бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии. Вслед за К. Марксом и М. Вебером целая плеяда ученых – В. Вильсон (Уилсон), Дж. Брайс, В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска и другие – выдвинули собственные теории политического развития. Так, В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс пришли к выводу, что любая система политического правления независимо от ее формально-юридического или идеологического характера является, по существу, олигархической или элитистской. Интерес представляет также позиция М.Я. Острогорского, который на основе анализа английской и американской партийных систем пришел к выводу о несовместимости массовой бюрократической политической партии и демократической системы управления. Р. Михельс, проанализировав историю и деятельность социал-демократической партии в Германии, вывел железный закон олигархии. Согласно этому закону, для крупных бюрократических организаций характерна тенденция к сосредоточению власти в руках узкой олигархии. Формирование политической философии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, а также судебной и земской реформ, реформ армии и других преобразований во второй половине XIX века. Эти реформы в огромной степени стимулировали интерес русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства. К ним относились Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Л.Н. Петражицкий, М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев и другие. Их традицию плодотворно развивали И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, С.И. Гессен, Н.А. Бердяев и другие, которые выступали в защиту правовых начал государства. В отличие от западных стран в России процесс формирования и институционализации политической науки и политической философии в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну, и установления тоталитаризма оказался прерванным.Суммируя сказанное о развитии политико-философских идей, отметим, что в развитии политической философии с самого начала обозначились две главные тенденции. В странах континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и философского, теоретического, начала. Так, в Германии эти дисциплины развивались в русле немецкой классической философской традиции. Значительное влияние на их характер, особенно философии политики, оказало то, что они формировались в контексте характерного для германского обществознания историзма. Германские исследователи исходили из признания того, что исследование политических реальностей должно быть сопряжено с выявлением и определением целей, связанных с ценностями и нормами. В этом плане в задачу политико-философского исследования входят философское осмысление реальности и ориентация политики и политической деятельности на те или иные социальные и моральные ценности. С определенными оговорками можно сказать, что в этом русле развивалась политико-философская мысль большинства стран континентальной Европы.Содержанием второй тенденции стал своеобразный синтез политики и научной мысли. В этом русле, особенно в США, политическая наука во все большей степени делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам. Для этой традиции была характерна интерпретация политики преимущественно в технико-рационалистическом духе. В результате выдвижения позитивизма и индивидуализма на первые роли основное направление развития политико- философских систем было отмечено решительным разрывом с самим принципом создания универсальных мировоззренческих систем. В конце XIX- начале ХХ века в американской политической науке началась атака на политическую теорию и политическую философию. Сфера политического стала изучаться на основе принципов дробления предмета исследования, фактологии и эмпиризма. Главным объектом изучения стали: политическое поведение, избирательный процесс, общественное мнение, процесс принятия политических решений, правила политической игры. В политических исследованиях широко применялись методы экспериментальной психологии, психоанализа, эмпирической социологии, математические и статистические методы.В итоге позитивизм, особенно в США, стал оттеснять политико-философское, теоретическое начало на второй план. Позитивизм и бихевиоризм ориентировали науку на проведение преимущественно прикладных эмпирических исследований. В свете сказанного понятно, почему в 30-50-е годы ХХ века оказались наименее плодотворными разработки проблематики философии политики. Не случайно и то, что в 1956 году Г. Ласлет написал получившую известность статью, в которой было заявлено, что «традиция разорвалась» и «политическая философия умерла».Эта позиция в тот период стала настолько распространенной, что ряд представителей общественно-политической мысли сделали из этого факта далеко идущие выводы. Так, Л. Штраусс предпринял попытку связать трудности политической философии с кризисом современности. Этот кризис, утверждал Л. Штраусс, проявляется в том, что современный западный человек более не знает, чего он хочет, более не верит в возможность познания того, что есть добро и зло, правое и неправое, наилучший и наихудший общественный порядок. Потеряла убедительность сама мысль о возможности и необходимости философского осмысления мира политического. Общепринятым стало в корне ошибочное мнение о том, что любое знание, заслуживающее этого названия, является научным, лишенным ценностных суждений. Поэтому, утверждал Л. Штраусс, кризис современности – это, прежде всего кризис политической философии. Дело в том, что современная культура рационалистична в своей основе, поскольку основывается на силе разума. И, естественно, если такая культура теряет веру в способность разума обосновать ее высшие цели, то она находится в кризисе. Вместе с тем, в середине ХХ столетия выходило и немало работ, в которых подвергался аргументированной критике пози...
Другие файлы:

Четвертый этап развития мирового хозяйства
Основные этапы и характерные тенденции становления мировой системы, ее современный вид. Определение мировой экономики в узком и широком смысле. Четвер...

Философия и её роль в жизни общества
Специфика философского знания и предмета философии. Движение мысли в материале культуры. Функции и значение философии. Современный этап переосмысления...

Инклюзивное образование
История обучения детей с особенностями в развитии, современный этап и достижения в данной сфере педагогической деятельности, оценка ее эффективности,...

Философия Древней Греции
 1Философия древней Греции 0Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сутисвоей первой попыткой рационального постижения окружающего м...

Конституционная реформа в сфере исполнения приговоров судов
Современный этап развития системы общественных отношений в Российской Федерации. Развитие уголовно-исполнительной системы. Требования международных пр...