Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка

Тип: дипломная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТкафедра философииНа правах рукописиСИМВОЛИЗМ КАК СЕМИОТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАСпециальность 09.00.01 - онтология и теория познанияДиссертация на соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководитель -доктор философских паук профессор Э.А.ТайсинаКазаньСодержаниеСодержание.............................................................ь....................................................2Введение..............................................................3I. Экспозиция основ и модификаций феномена символизма, .....,,,,,,,,.,...,.„„„„,..,9§1. Исторический обзор философского осмысления символизма,..................... 9§2. Экспозиция характеристик символа и символизма...................................... 37§3. Многообразие и специфика символических форм....................................... 51II. Символизм как семиотическое явление. ............................................................ 66§ 1. Символ среди других знаков. Свойства и функции символа. ................... 67§2. Структура символического знака........................................ 73§3. Символический знак и новое знание.............................................................. 90III. Онто-гносеологические характеристики символической формы.,...,....,..,.. 100§1. Логика становления символического образа............................................... 100§2 Основные проблемы значения символа........................................................ 112§3 Символ и действительность........................................................................... 124заключение.............................................................................................................. 134библиография.......................................................................................................... 138ВведениеАктуальность темы исследования. Явление и сущность символизма исследуются в рамках многих наук достаточно давно (чего нельзя сказать об экспликации самого понятия символизма). Особенно продуктивными являются последние полтора столетия, В XX в. эстетико-философский подход к человеческой культуре, человеческому бытию и сознанию, в силу их семантической наполненности и, соответственно, их символического характера, выявил ценность основных семиотических категорий - знака и значения. Их смысловая и информационная значимость определяется только субъектом, поскольку без него мир находится вне смысла и значения. Человек, который семантизирует бытие и придает смысл явлениям природы, познает действительность посредством символически наполненных социальных форм: науки, искусства, религии и др.Сущность символа очень многогранна, поэтому работа затрагивает несколько дисциплин. Во-первых, символизм занимает особое место в онтологии культуры. Междисциплинарное общество по изучению явления символизма, возникшее во Франции в конце 50-х годов, называет свою науку метанаукой будущего века, так как она демонстрирует прочную связь всех областей герменевтики в толковании природы, человека и вселенной. Во-вторых, символизм можно охарактеризовать как доктрину, определяющую направленность некоторых крупных философских школ, начиная с немецких романтиков и заканчивая философией Гельмгольца и школой неокантианцев. В настоящее время, когда стал очевиден кризис рационализма, и в западноевропейском мировоззрении утвердился постмодернизм, победившая аптисциситистская тенденция в философии в лице феноменологии, экзистенциализма, герменевтики нуждается в нашем пристальном изучении. И наконец, символизм есть результат когнитивного процесса, символизации и коммуникативной деятельности субъектов. Символ, который является его основным центром измерения, определяется такими важнейшими категориями, как знак и образ. В качестве знака символ служит процессу коммуникации. При этом символ, в отличие от знаков других видов, не просто фиксирует отдельный предмет, но вмещает в себя общую идею, манифестирует ее, становится ее воплощением, поэтому он выполняет также функцию образа. Знак в символе более конкретен, чем его содержание, но в то же время внешняя и внутренняя сторона символа представляют собой единство, обусловливая тем самым его целокупный характер. Символы
Другие файлы:

Прагматика термина как семиотическое свойство (на материале русской лингвистической терминологии)

Символизм в литературе
Символизм как направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Художественное отображение мира посредством символов. Основные представ...

Символика и символизм в культуре и искусстве
Исследование сущности символики и символизма в культуре и искусстве. Утверждение символического характера любого подлинного искусства. Западноевропейс...

Философские основы эстетической теории символизма
Понятие эстетики русского символизма. Иллюзорное движение мысли. Категория музыки в русском символизме. Ассоциативные возможности слова. Основные фило...

Символизм и футуризм в творческом сознании В. Шершеневича
Символистский период творчества В. Шершеневича. Этапы в становлении поэтического языка: реализм, символизм и футуризм. Существенный недостаток работы...