Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Роль и основные понятия философии

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
5. Античная философияАнтичная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Несмотря на длительность этого периода - около 1200 лет - есть веские основания рассматривать ее как единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов: 1) космологический, с его онтологией и вытекающей из него гносеологией и этикой, называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.); 2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.); 3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.); 4) эллинистический, связанный с возникновением и распространением эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, а также неоплатонизма (конец IV в. – I в. до н.э.); 5) римский, представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.). Возникновение античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим духовным скачком в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом». Греческая философия выросла и развилась в благоприятных социокультурных условиях децентрализованной Греции на основе знаний, добытых не только в рамках древнегреческой, но и восточной культуры в предшествующие века. 6. философия европейского СредневековьяВ I - II вв. формируются начала христианской религиозной философии, которая хотя и зарождается в рамках античной цивилизации, но далеко выходит за рамки философской атмосферы античности. К средневековой религиозной философии относится совокупность философских учений, развивавшихся в западноевропейском и ближневосточных обществах с I в. по XV в. В ее основе лежал способ философствования, своеобразие которого состояло в его сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и мусульманства. Для средневековой философии характерны не только способ философствования, но и сами религиозно-философские проблемы: сотворение мира и человека, предопределенность человеческой жизни, соотношение знания и веры и т.д. Последние были обусловлены ее теоретическими источниками - религиозными догматами и некоторыми идеями античной философии. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, в средневековье господствовала уверенность в открытости истины, в откровении Священного Писания. Отсюда функции философии заключались в обсуждении правильных путей для осуществления причастия к богу и разум считался направленным на выявление сущности сотворившего мир Слова. В силу этого основаниями средневековой философии являлись креационизм и провиденциализм. В развитии средневеков фил можно выделить следующие этапы: 1) становление философии (I - II вв.); 2) патристика (II - IX вв.); 3) схоластика (Х-ХV вв.).7. философия эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения (от франц. - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIV в. по 1 первую половину XVII в. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов. Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, однако она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму и заложила основу философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок. Характерные черты фило эпохи Возр, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии Средневековья и Нового времени: Во-первых, ренессансная философия перестает быть служанкой теологии, освобождается от церковного влияния и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и схоластические словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествознанием и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить четыре основ этапа: - гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Л. Валла; - неоплатонический (сер.XV - первая пол. XVII вв.) - Н.Кузанский, М.Фичино- натурфилософский (вторая пол.XVI - нач. XVII вв.) - Б.Телезио, Ф.Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла; - скептический (нач. XVII в.) - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень. Если в христианском мировоззрении на первом месте стоял Бог, а затем лишь человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а потом говорили о Боге. Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается существом «скорее божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму и деяниям. Итак, культура Возрождения, не будуч...
Другие файлы:

Философия и культура
Роль философии в жизни человека. Мировоззрение как способ духовного восприятия окружающей среды. Диалектика и метафизика - основные методы философии....

Философия как наука
Предмет философии и ее функции. Главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости. Основные разделы философии. Возникновение фи...

Основные понятия философии
Ряд тестов и верные ответы на них по курсу дисциплины "Философия". Философия как наука, целостная картина мира и бытие человека в нём. Определение кат...

Проблема познания в истории философии
Основные виды отражения в философии: механический, физический, химический, биологический и социальный. Рассмотрение понятия рефлексии и представление...

Возникновение философии: мифология и философия
Сущностное отношение человека к миру. Создание мифологических повествований. Роль мифологии в происхождении философии. Функции философии в жизни общес...