Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Проблема свободы в антиутопиях двадцатого века

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Министерство общего и профессиональногообразования Российской ФедерацииНижегородский государственный университетим. Н.И. ЛобачевскогоКафедра философиирефератна тему"ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В АНТИУТОПИЯХ ДВАДЦАТОГО ВЕКА"Руководитель:доцент, к. ф. н.В.Г. АртемоваИсполнитель: студент 6 курса д/о химического факультета гр. 26 МП.А. КрестьяниновНижний Новгород2009СодержаниеВведение1. Антиутопии. Анализ и размышления1.1. Тоталитарное общество2. Корни тоталитаризмаЗаключениеСписок литературыВведениеДвадцатый век заставил многих задуматься как о своем будущем, так и о будущем существующих государств.Процесс активного преобразования политического строя, государственных институтов, систем управления и власти начался в Европе и, отчасти, в России еще в девятнадцатом веке. Этот мятежный век был отмечен революциями во Франции и Германии, попыткой декабрьского переворота и отменой крепостного права в России и т. д.Девятнадцатый век характеризовался взлетом не только естественнонаучной, но и гуманитарной мысли, в частности, социальной. И идеологи всех крупных революций, несмотря на различие подходов, имели совершенно благие намерения: построение общества социальной справедливости.На смену веку мятежному пришел страшный, железный век - двадцатый. Прокатились две мировые войны – самые кровавые и разрушительные в истории человечества. Уже в начале века стали формироваться тоталитарные государства, в которых человека пытались превратить в контролируемый "винтик" государственной машины. Словно подчиняясь какому-то закону превращения добра во зло, свобода и демократические принципы породили тиранию (например, нацисты в Германии пришли к власти путем выборов).Многие думающие, неравнодушные к будущему люди испытали разочарование в прежних общественных идеалах. Писатели двадцатого века стали размышлять о возможности образования "негативных" социальных систем в своих произведениях, называемых антиутопиями.1. Атиутопии. Анализ и размышленияОбратимся к более точному определению антиутопии."Антиутопия – идейное течение современной общественной мысли…, которое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить в жизнь справедливый общественный строй сопровождаются катастрофическими последствиями."К этому определению можно добавить, что современные антиутопии в определенном смысле продолжают традиции более ранних произведений (Дж. Свифта, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.), вместе с тем рассматривая затрагиваемые проблемы более глубоко и остро.Рассмотрим теперь ряд известных антиутопий двадцатого века, попытаемся найти общие черты в описываемом ими обществе, а также выделим и раскроем проблемы, поставленные в них.Тоталитарное обществоК первой четверти двадцатого века основные черты тоталитарного государства уже во многом сформировались (к сожалению, не обошлось без горького примера России). Однако, государство и общество – вещи разные. И создатели антиутопий в той или иной степени описывают тоталитарное общество, в которой идеология несвободы, не ограничась реализацией внутри государственного аппарата, проникла на все уровни общественной и частной жизни. Каков же общий портрет подобного общества?Первая, сразу же бросающаяся в глаза черта тоталитарного общества – всеобъемлющий контроль определенной его части над всеми аспектами жизни людей. Так, у Дж. Оруэлла ("1984") этот контроль осуществляет полиция мысли с помощью "мониторов" и микрофонов, установленных не только в общественных местах и квартирах, но и в парках и лесах вокруг Лондона. В романе Е. Замятина "Мы" дело обстоит еще проще: все дома изготовлены из прозрачного стекла.Но дело даже не в технике "шпионажа". За приборами стоят мощные, закрытые от посторонних организации ("Полиция Мысли" у Оруэлла, "Хранители" у Замятина), имеющие право не только следить, но и карать. Именно наличие подобных организаций, выслеживающих и пресекающих инакомыслие, является характерным признаком тоталитарной системы.Однако, по мнению авторов антиутопий, данная проблема глубже активного государственного надзора. Несвобода не только реализуется внешними силами, она закладывается в души людей.…Есть много мнений о сущности свободы. Можно придерживаться точки зрения экзистенциалистов и понимать свободу как индивидуальную и данную человеку уже постольку, поскольку он есть. Можно считать, что, поскольку человек продукт биологических и социальных процессов, то он ими детерминирован, и, таким образом, свободы нет. Я считаю односторонними и не совсем корректными вышеперечисленные подходы к этой проблеме. Не надо пытаться искать однокачественную свободу. Есть много различных, несводимых друг к другу ее видов.Я бы выделил три вида свободы. Во-первых, это свобода общественная, понимаемая как возможность человека быть полноценным членом нормального общества и реализовывать общественные функции, служащие человеку, развивающие его. Во-вторых, это свобода личностная, то есть свобода человека быть личностью, быть самим собой. И, в-третьих, стоит отметить существование еще одного вида свободы, связанного со здоровьем и материальным благополучием. Назовем эту свободу "материальной".Тоталитарная система, описываемая в антиутопиях двадцатого века (равно как и любая реальная), стремится уничтожить все три вида свободы. Как это происходит?Общественная свобода устраняется искажением общества, причем это искажение достигается не только карательными механизмами, но и направленным формированием общественного мнения. Для этого используется ложь, политкорректно называемая некоторыми писателями дезинформацией. Созданием многомерной лжи о всех сторонах общественной жизни занимаются специальные организации типа "Министерства Правды" у Оруэлла, "БУМЛИТа" у Войновича и т. д.Распространение лжи немыслимо без контроля над средствами массовой информации. Вспомним И. Ефремова. "Здесь существует чудовищная система фильтрации. В каждом Доме Зрелищ, на телевидении, радио у ни сидят "глаза владыки". Они вправе остановить любое зрелище, выключить всю сеть, если кто-нибудь попробует передать неразрешенное."Контроль над общественным мнением был бы неполным без фальсификации истории, и это понимают все антиутописты. Документы, несущие информацию о прошлом, сжигаются в "дырах памяти" (Дж. Оруэлл), изымаются из библиотек и топятся в море (И. Ефремов), в лучшем случае, укрываются за семью замками в "...
Другие файлы:

Человек в контексте антиутопического сознания ХХ века
Жанр антиутопии и историческая реальность. Антиутопия как обобщение исторического опыта. Классики антиутопии ХХ века. Роман-антиутопия Евгения Замятин...

Загадка Розуэлла
Проблема НЛО продолжает хранить немало тайн, но самые интригующие события произошли, бесспорно, в американском штате Нью-Мексико в середине двадцатого...

Терминологические единицы в классических антиутопиях XX века
Особенности функционирования терминов и терминосистем в научном и художественных стилях языка. Связь понятий "термин", "терминология". Лексико-стилист...

Отражение духовной и социальной деградации личности в русской прозе второй половины двадцатого века (В. Астафьев, С. Каледин, Л. Габышев)
Русская литература второй половины двадцатого века и место в ней "другой прозы". Своеобразие произведений Виктора Астафьева. Отражение социальной и ду...

Проблема свободы в философии Достоевского
Федор Достоевский как предшественник экзистенциальных философов. М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов о философской проблематики творчества Достоев...