Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Популярно о философии

Тип: статья
Категория: Философия
Скачать
Купить
Популярно о философииФилософия, любовь к мудрости, есть стремление человека увидеть жизнь за пределами поверхностного. Это есть стремление шагнуть за пределы видимостей и мнений и установить настоящее знание о человеке, мире вокруг него и источнике обоих. Некоторые утверждали, что такое истинное знание, простирающееся за границы всего лишь мнений индивидуумов, невозможно. Однако в этом случае такое их утверждение само претендовало на некую истинность, простирающуюся за пределы лишь индивидуального мнения и применимую ко всем универсально. В этом видна самопротиворечивость, вроде: я прав - я неправ. И такая нелепица предлагалась еще и на продажу другим, становясь оттого еще нелепее.В противоположность мнениям, даже считавшимися очевидными, неочевидные знания о вещах, все же, после убедительной демонстрации, признавались знаниями, а не простыми мнениями, и это позволяло использовать те знания продуктивно в мире. Знаниями также считались общие принципы, не описывающие собственно конкретные вещи, но применимые к последним и даже определяющие их поведение и взаимодействие или сам факт существования. Сами такие принципы или идеи оставались очевидными даже при отсутствиии тех вещей. Таковы были например идеи математики. Числа, фигуры, их отношения оказывались необходимо и точно применимыми к реальному миру, и оставались для человеческого ума даже более реальными, чем сам этот мир, который легко можно было представить исчезнувшим, тогда как соотношение сторон треугольника например оставалось несомненно верным и независимо от самого факта существования или несуществования мира физических вещей.Интересно, что при допускании в каких-то случаях правомочности различных мнений на разные темы, сама возможность разных мнений относительно математических истин, казались всем раумным людям просто чепухой, и всеми ими признавалось лишь универсальное знание математики, которое можно было продемонстрировать ясно и признать всеми, не лишенными способности к мышлению. Тоже можно было сказать относительно логики: Она универсальна, и не существует разных логических мнений, но лишь одна логика, применимая и признаваемая необходимо любым человеческим умом, находящимся в здоровом состоянии.Именно из-за универсальной применимости логики ее стали считать средством и критерием приобретения знаний всех разных категорий, а также общения на языке знаний и о знаниях между всевозможными людьми, т.е. логика стала единственным языком философии. Возможность философского общения вне логики является лишь иллюзией людей, как правило очень мало знающих философию и не получивших логического образования. Когда они начинают говорить о чем-то, по их утверждению, за пределами логики, они все же стараются разделить с собеседником некое собственное видение истины, считая последнюю применимой и для того собеседника, а не только для самих себя, что выражают словесно. Такая функциональная универсальность, предполагает универсальность самого языка общения, а значит и универсальность логики. Тогда получается, что они пытаются говорить логически, логику же и оговаривая, что является нелепостью, которую следовало бы как можно скорее прекратить. Когда некоторые начинают говорить о первичности бытия и вторичности сознания или рациональности, прослеживается аналогичная ошибка: Как они знают о том, что находится (имеет бытие), по их же определению, за пределами самого знания? А если они не знают об этом, то не могут и правомочно утверждать такой принцип. А если они все же берутся делать это, то утверждения их просто невозможно понять, они не имеют реального смысла.Такого рода проблемы были описаны не раз в истории философии, и те, кто изучал последнюю внимательно, конечно же, распознают правоту выше предложенных утверждений относительно элементарных ошибок поверхностного мышления о философии. Однако эта статья преимущественно обращена не к знатокам, которым просто следовало бы иногда напомнить, то что они и без меня прекрасно знают. Обращена же она в основном к людям без философского образования, которые часто были введены в заблуждене искаженными теориями о философии. Бывало, что и довольно известные писатели допускали такого рода ошибки в своих построениях мимоходом, увлекшись чем-то еще и забыв строго следить за каждым своим утверждением в процессе преследования своей конкретной научной цели. Их же малограмотные последователи или почитатели, могли, выхватив одно из таких ошибочных утверждений своих кумиров, раздуть его до фундаментального принципа и приниматься строить иногда здание целой философской школы на песочном основании, чего, конечно же, сам тот кумир и не мечтал предпринять. Такие досадные ляпсусы очень нередко можно найти и в научных трудах, а не только утверждениях или теориях дилетантов. Иногда случались и мисинтерпретации, т.е. когда некоему уважаемому автору приписывалась позиция которую он никогда не принимал, рассматривая ее лишь как частный случай в своем более объемном синтетическом учении, и даже иногда утверждая сам невозможность такой позиции в отрыве от целого. Так например некоторые специалисты называли Абиларда номиналистом, на основании того, что элемент номинализма присутствовал в его теории об универсалиях наряду с элементом реализма. Правда же состоит в том, что Абилард столкнул номинализм с реализмом как тезис и антитезис и получил синтетическое решение проблемы универсалий, называемое концептуализмом. Т.е. его нельзя было называть ни первым, ни вторым, если внимательно читать его доктрину, что очевидно и провалились сделать те “специалисты”, вроде Вайнберга (J. R. Weinberg) и Броуди (A
Другие файлы:

Философия.
Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 308 с. В учебнике на основе новейших достижений...

Философия как наука
Предмет философии и ее функции. Главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости. Основные разделы философии. Возникновение фи...

Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период (От вольфовской школы до раннего Канта).
13.32 мбДанная работа служит продолжением книги "Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. Конец XIV – начало XV вв." (М., 1989). В предлагаемой...

Предмет философии
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель...

Природа философии
"В последние годы я редко соглашаюсь читать лекции по философии и делаю это с большой неохотой. Причина проста: я не знаю, что читать. Когда-то я чита...