Категория "разнообразия" у Леона Батиста Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма
Челябинская академия культуры и искусствКафедра философских наукКафедра культурологии и социологииРеферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии наукиРЕФЕРАТТема: «Категория «разнообразия» у Леона Батиста Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма» Выполнила: Еременко А. В.Челябинск, 2006 ПланВведение:……………………………………………………………………4ренессансный индивидуализм как явление,история термина «разнообразия»,историографический обзор проблематики,цель работы;II. ГЛАВА 1. Категория «разнообразия» у Леона Баттисты Альберти:……………7бездоказательная, но самоценная категория «разнообразия» в тексте Л. Б. Альберти,принципиально визуальное мировидение эпохи Возрождения,«различие» и «обилие» как аспекты категории «разнообразия» Л. Б. Альберти,понятие «одинокости» и категория «разнообразия».Значение «одинокости» для Л. Б. Альберти,рождение категории «разнообразия» из ренессансного интереса к человеческому «я»,полемичность задач (изображение «человека вообще» и необходимость индивидуальных характеристик), поставленных Л. Б. Альберти в трактате «О статуе»,соотношение идеальной красоты и индивидуального разнообразия у Л. Б. Альберти;III. ГЛАВА 2. Проблема ренессансного индивидуализма………………….……17основания для формирования ренессансной индивидуальности,парадоксальность индивидуальности эпохи Возрождения,«разнообразие» эпохи Возрождения как аналог понятия «личность»,оппозиционность взглядов В. П. Зубова и Л. П. Баткина на категорию «гармонии», и ее соотношение с «разнообразием»;IV. Заключение:……………………………………………………………………..23«неосознанность» ренессансной концепции личности,обоснование индивидуальности в эпоху Возрождения через природное разнообразие,универсальность категории «разнообразия» у Л. Б. Альберти,художественный образ – макро в микрокосме;V. Список литературы………………………………………………………………25Введение Эпоха Возрождения – это исторический период, составляющий особый этап в развитии гуманизма, это время, когда формировались новые воззрения на природу человека, по-новому осмысливались его достоинства и возможности. Рождение новой личности как индивидуальности было трудным и мучительным процессом. Эстетические учения гуманистов, а также размышление гуманистов о собственной деятельности вообще позволяют сделать некоторые наблюдения относительно формирования личного самосознания – важнейшей характеристики личности. Леон Батист Альберти, разрабатывая эстетические и социальные идеи в своих трактатах, напрямую касался проблемы ренессансного индивидуализма. Попытаемся проследить некоторые моменты становления самосознания новой личности через разработанную Альберти категорию «разнообразия». В трактате Альберти «О живописи», во второй книге он впервые употребляет цицероновское понятие риторики «разнообразие», но обращенное к живописи, притом не в «эстетическом», а гораздо более широком, космическом смысле. После Альберти в истории итальянской ренессансной мысли трудно назвать – кроме Леонардо да Винчи – пример столь же прямых
|