Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Западноевропейское Просвещение XVII–XVIII вв

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
РефератТема:Западноевропейское просвещение XVIIXVIII вв.План:Вступление
  • Английское Просвещение XVIIXVIII вв.
  • Французское Просвещение XVIII в.
  • Немецкое Просвещение ХVIII в.
  • ЗаключениеЛитератураВступлениеXVIIXVIII в.в. для Западной Европы – это век революционных движений, ставивших своей целью упразднение феодального строя и приведение в соответствие социально-политических отношений с развивающимся в экономической области капитализмом. Состояние беспокойства и неудовлетворенности, охватившее широкие социальные круги, неизбежно привело к спонтанному возникновению различных концепций, форм агитации, дискуссии, пропаганды, посредством которых стали искать способы решения социальных проблем. На этой почве и сложилось Западноевропейское Просвещение. Неоднородное по своему составу оно объединяло всех тех, кто надеялся путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний устранить недостатки существующего общества, облагородить нравы и обычаи, улучшить быт людей. Наиболее широкий размах просветительское движение достигло, пожалуй, в Англии, Франции и Германии.1. Английское Просвещение XVIIXVIII вв.Англия раньше других стран вступила на путь капиталистического развития. Она была первой страной, где произошла революция, закончившаяся казнью короля. Правда, в 1688 произошла реставрация монархии, но это не могло существенно повлиять на ее капиталистическое развитие. Поэтому не случайно в Англии идеи просвещения нашли благодатную почву. Эти идеи развивали Т. Гоббс (1588 - 1679), затем Дж. Локк и другие мыслители. Родоначальником английского просвещения по праву считается Т. Гоббс. Продолжая линию Бэкона, он считал, что целью философии является практическая польза. Он систематизировал материализм своего учителя и создает новую форму материализма – механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсом как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понималось при этом как чисто механическое, как перемещение. К движениям и усилиям сводится и духовная жизнь животных и человека. Они – сложные механизмы, всецело определяемы извне. Внешние чувства – источник не только идей, но и всего человеческого познания. Действием окружающих предметов на органы чувств человека создаются первоначальные идеи, которые в дальнейшем перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Никакой человеческой души как особой субстанции не существует, а вера в бога есть плод воображения. Однако в центре внимания главных сочинений Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и др. находятся проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, высказанную еще Эпикуром. По Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Для этого «естественного состояния», в котором долгое время пребывали люди, была характерна неограниченная личная свобода. И для обеспечения своей личной безопасности, охраны частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили поступиться ею, вверив ее государству.Так что благо народа – высший закон государства, а забота о мире – основа «естественного права», созданного общественным договором.Наиболее совершенной формой государственной власти Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его воззрение: религиозные нравственные и даже научные. И, тем не менее, по Гоббсу, каждый подданный имеет право защищать себя. Когда подданный перестает пользоваться покровительством прежней власти, он волен подчиняться новой власти. Так ярый монархист Гоббс логически приходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был. Учение Гоббса, особенно его натуралистическая концепция государства и права сыграло огромную роль в развитие всего Просвещения.2. Французское Просвещение XVIII в.Одним из первых деятелей французского Просвещения был Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755). В своих сочинениях «Персидские письма», «Дух законов» и др. – он с едкой сатирой высмеял деспотические формы правления во Франции. Он решительно выступил против теологического понимания истории. Общество, по его мнению, возникает в результате сознательного соглашения людей. Законы общественной жизни – устанавливаются законодателями в зависимости от географического положения той или иной страны, пространственного протяжения, климата, образа жизни ее народа, главного занятия (торговля, земледелие), степени материального благополучия, религиозных верований и т. д. Поэтому каждый из государственных укладов имеет свое оправдание. Но лучшим из них Монтескье считает конституционную монархию типа английской.Деспотические формы правления, по Монтескье, вообще не отвечают природе человека, потому что естественным состоянием общества является не война всех против всех Т.Гоббса, а мир. В демократических государствах должен быть последовательно проведен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы деспоты не могли концентрировать в руках много власти. Гарантия личной безопасности граждан обеспечивается в этих государствах тем, что в них человек наказывается не за образ мыслей, а за образ действий. Эти принципы Монтескье сегодня лежат в основе устройства всех демократических государств.Наиболее важной сферой деятельности А.Вольтера (1714 - 1778) была борьба против религии, церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Но его позиция была непоследовательной. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (образе Христа, Аллаха ), он в то же время признавал существование бога – творца, «перводвигателя природы». Необходимость признания идеи бога, по Вольтеру диктуется и моральными причинами. Только страх перед всевидящим, карающим и награждающим богом является предпосылкой морали. Отсюда его знаменитое изречение: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать».История человеческого общества, по Вольтеру, - это арена борьбы добра и зла, просвещения и невежества. Главную причину социальных бедствий он видит в невежестве, ошибках и произволе, людей, особенно тех, кто наделен властью. Улучшить жизнь людей, облагородить их нравы и обычаи могут лишь просвещенные монархи. Обладая властью, они могут смещать тех, кто по своему невежеству и занимаемой должности сеет зло.Это апелляция к разуму и просвещенной монархии оказалась чрезвычайно выгодной Вольтеру, потому что она освобождала его от разработки каких – либо социальных программ. Эта позиция оказалась чрезвычайно выгодной и монархам, так как давала им возможность выдавать все меры по укреплению пре стола за заботу о своих подданных. Не случайно поэтому вольтерианство несмотря на все свое кажущееся вольнодумство широко рас...
    Другие файлы:

    Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII века
    XVII век - время сложения национальных школ живописи, скульптуры и архитектуры, поэтому в базу книги Инны Прусс "Западноевропейское искусство XVII ве...

    Основные этапы истории мировой культуры
    Культура как целостная система. Анализ основных культурологических школ. Отличительные черты культуры Древнего Египта, Древней Индии, античной цивилиз...

    Палітычная і эканамічная гісторыя Беларускіх земляу у другой палове XVII–XVIII ст.
    Утварэнне Рэчы Паспалітай. Войны сярэдзіны XVII - пачатка XVIII ст. Гаспадарчае развіццё беларускіх земляў у другой палове XVI - першай палове XVII ст...

    Научные открытия XVII-XVIII века
    Научные открытия Ломоносова - великого учёного-энциклопедиста. Технические изобретения Кулибина и Нартова. Система образования в XVII-XVIII вв. Открыт...

    Поезія та літературна творчість в Україні у другій половині XVII – XVIII ст.
    Поезія - основа літературного процесу другої половини XVII — XVIII ст. Історія козацтва - головна тема поетів XVIII ст. Місце духовної поезії та сатир...