Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Естественно-правовая теория в доктрине Б. Спинозы

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
План:1. Введение2. Основная часть.2.1 Личность Б. Спинозы2.2 Особенности естественно-правовой теории в доктрине Б.Спинозы3. ЗаключениеСписок используемой литературы1. ВведениеАктуальность темы исследования.Бенедикт (Барух) Спиноза – видный теоретик естественного права, которое основано на признании всех людей равными от природы и наделёнными природой же естественными страстями, разумом и стремлениями. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное право.Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Данная теория стала складываться в 17 веке и сразу же получила широкое распространение.Взгляды Спинозы актуальны в настоящее время, так как он признавал всех людей равными от природы.Над данной темой работали различные учёные. Так, Соколов В.В. исследовал политико-правовые взгляды Бенедикта Спинозы. В работе Беленького М.С. также рассмотрены идеи Спинозы. Основными произведениями Б. Спинозы, посвящёнными политико-правовым идеям, являются «Богословско-политический трактат», который был издан в 1670 году, и «Политический трактат», который так и остался незавершённым.Цель данной работы состоит в рассмотрении основных политико-правовых взглядов и идей Бенедикта Спинозы, его отношения к праву, закону, основным формам правления.2. Основная часть2.1 Личность Б. СпинозыСпиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение он начал в еврейском шестиклассном училище, которое готовило раввинов.27 июля 1656 Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской синагоге и изгнанию из сефардской общины.Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы. Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: «Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов. Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских ...».Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670 году был издан «Богословско-политический трактат», а затем Спиноза начал писать «Политический трактат».В воскресенье 21 февраля 1677 года Бенедикт Спиноза умер от болезни лёгких, которой страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества, которое включало 161 книгу, его распродали, а часть документов, в том числе и часть переписки, уничтожили.Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию.Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении.Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, в особенности с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, «субстанции», которая никем не создана и является «причиной себя».В философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях.Несмотря на то, что его философией пренебрегали фактически в течение столетия после его смерти, Спиноза занимает почётное место в интеллектуальной хронологии Западного мира. Вместе с тем его прямое влияние на естественные науки невелико.2.2 Особенности естественно-правовой теории в доктринеБ.СпинозыПод естественным правом Спиноза понимал необходимость, согласно которой существуют и действуют природа и каждая её часть. «Закон, зависящий от естественной необходимости, есть тот, который необходимо следует из самой природы или определения вещи: закон же, зависящий от людского соизволения и называемый удачнее правом, есть тот, который люди предписывают себе и другим, чтобы безопаснее и удобнее жить, или по другим причинам».При этом естественное право отождествлялось в учении Спинозы с «мощью», под которой понималась способность любой части природы к самосохранению.«Под законом обыкновенно понимается не что иное, как распоряжение, которое люди могут и исполнить и отвергнуть на том именно основании, что он сдерживает человеческую мощь в известных пределах, за которые она стремится перейти, и не приказывает чего-нибудь сверх сил; поэтому закон, по-видимому, должно определить более узко, именно: что он есть образ жизни, предписываемый человеком себе или другим ради какой-нибудь цели».Спиноза различал следующие виды законов.Во-первых, законы в зависимости от воли:
  • законы природной необходимости: их санкционирование зависит от воли человека;
  • право – законы, которые произвольно созданы человеческой волей.
  • Во-вторых, законы в зависимости от сферы волеизъявления:
  • человеческий закон – регулирует образ жизни, который служит для охраны жизни государства;
  • природный божественный закон – неотчуждаемое право человека.
  • Его цель: высшее благо – познание Бога – разум и его усовершенствование. Разум Спиноза называет природным светом. «Итак, суть божественного закона и его главное правило заключаются в том, чтобы любить Бога как высшее благо». Спиноза выделил основные черты, присущие природному божественному закону.Во-первых, «он универсален, или общ всем людям: его ведь мы вывели из природы человека вообще». Во-вторых, «он не нуждается в вере в исторические рассказы. В-третьих, «этот естественный божественный закон не нуждается в религиозных обрядах (caeremoniae), то есть, в действиях, которые сами по себе безразличны и называются хорошими только в силу установления или которые представляют какое-нибудь благо, необходимое для спасения, или, если угодно, в действиях, смысл которых превосходит человеческое разумение». В-четвёртых, «высшая награда за божественный закон есть сам закон, именно: познание Бога и совершенно свободная, постоянная...
    Другие файлы:

    Учения Спинозы
    Развитие философии Спинозы. Учение Спинозы о субстанции. Учение Спинозы о душе. Взгляды Спинозы на общество. пантеизм Спинозы заключается в том, что Б...

    Развитие естественно-правовой теории
    Естественно-правовая концепция в античности. Оформление естественно-правовых взглядов в правовую теорию. Развитие естественно-правовой доктрины в нове...

    Нравственные проблемы в "Этике" Б. Спинозы
    Жизненный путь и литературное наследие Бенедикта Спинозы. Выявление и анализ нравственных проблем в "Этике" Б. Спинозы. Рассмотрение проблемы "Мужеств...

    Естественно-правовая теория по Джону Локку

    Старейшее жизнеописание Спинозы. Трактат об очищении интеллекта
    Книга включает трактат Спинозы "Об очищении интеллекта", изданный в 1914 году, комментарии к нему и другие исследования, посвященные логике и теории п...