Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСАРОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСАРЕФЕРАТпо предмету: «Философия»на тему: «Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.»Выполнила:студентка Фролова М.И.гр. № 05641 (У) специальность САСКТзаочное отделениеПроверила: преподаватель Компаниец А.Р.Ростов-на-Дону2006Оглавление1.Введение2.Пантеизм в философии Г.Гегеля3.Философия истории4.ЗаключениеВведениеВысшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 — 1831). По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении диалектического метода познания в современной науке, а также вечно продолжающимся спором между идеализмом и материализмом.Целью настоящей работы является исследование взглядов Г.Гегеля, выявление основных его положений, слабых и сильных сторон его философии.В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
  • рассмотреть особенности учения Гегеля о мировом духе, выделить идеалистическое содержание его учения;
  • проанализировать гегелевскую философию истории, выявить ее позитивные стороны.
  • Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности учения Гегеля о мировом духе, рассматривается особенности идеализма Гегеля, в третьем дается обзор философии истории Гегеля, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.1.Пантеизм в философии Г. ГегеляПантеистический характер философии Гегеля наиболее заметен в его "Философии религии" и в разделе о религии в "Феноменологии духа". Исходным пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало мира познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная идея самопознания "абсолютного духа". Адекватной же формой этого осознания может быть лишь философия.Гегель подчеркнул, что абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру нашего мышления, иначе его нельзя зафиксировать мыслью. Гегель разрабатывает тезис о том, что познание является самосознанием абсолютного начала самой реальности. В характере реальности - которая в своей основе должна быть "духовной", чтобы мочь себя осознать,- внутренне содержится и ее родство с нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются понятия, "определения мысли", но, разумеется, не субъективные определения мысли, а объективные.Наиболее адекватно эта концепция просматривается в "Науке логики". Ее парадоксальность состоит в том, что, несмотря на ярко выраженный идеалистический характер, она содержит в себе великое множество фактов, касающихся объективного мира. Парадокс можно объяснить тем, что с 1801 г. Гегель продумывал диалектическую концепцию познания и искал для нее мировоззренческую основу. Простейшим, хотя и мистифицированным, решением было то, которое он разработал в понятиях "дух", "абсолютный идеал". Основанием "духа" являются "определения мысли", которые реализуются в предметном мире и в истории и которые люди постепенно осознают в законах природы, в законах общества, а затем во всей объективно-идеалистической и диалектической концепции абсолюта. Подчеркнем, что основа реальности имеет динамический характер и проявляется в необходимости прогресса, реализуемого в человеческой истории, и в частности в познании реальности человеком. Характерным для Гегеля, в частности в "Феноменологии духа", является его понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само себя, а также религии и философии, как выражения направлен...
    Другие файлы:

    Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса
    Вниманию читателей предлагается небольшая книга философа и литературоведа, участницы российского революционного движения Л.И.Аксельрод (литературный п...

    Характеристика философии Гегеля
    Диалектический метод и философия истории Георга Гегеля. Суть противоречий между методом и системой Гегеля. Высшее достижение немецкой классической фил...

    Диалектический метод Гегеля
    Понятие чистого бытия и основные формы мышления по Гегелю, его биография, учеба, лекции по философии истории, религии и эстетике. Философская система...

    Объективный идеализм Гегеля

    Г. Гегель: Абсолютный идеализм
    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Г. Гегеля - немецкого философа, одного из творцов немецкой классической философии и философии романти...