Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Биологический редукционизм: расово-антропологическая школаГофман А.Б.1. Главные принципыРасизм, т. е. представление о неравноценности различных расово-ант-ропологических категорий и превосходстве своей категории над другими, существует с незапамятных времен в самых разных обществах. Это представление, как правило, слитое воедино с этноцентризмом и эгоцентризмом различных <мы-групп>, уже в древности выступало не просто как эмоциональная реакция на <чужака>, свойственная и поведению животных, но как идеология. Так, уже древнегреческий поэт Феогнид из Мегары (VI в. до н. э.) утверждал, что люди, как и животные, делятся на неравноценные породы. Аристотель выводил социальное неравенство из фундаментальных природных различий между людьми, утверждая, что <одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо> [1, 384]. Подобную мысль превосходно выражает шекспировский Макбет, обращаясь к убийцам:О да, людьми вас числят в общем списке,Как гончих, мопсов, пуделей, овчарок,Борзых и шавок-всех равно зовутСобаками, хотя цена различноРасписана ленивым и проворным,Дворовым и охотничьим, смотряПо свойствам их-дарам природы щедрой.Поэтому название породыК их родовому имени - собакаМы прибавляем. То же - и с людьми.(Макбет, III, 1. Пер. Ю.Корнеева)В европейском обществе вплоть до распространения идеи равенства различные сословия рассматривались как разные расовые группы; привилегированное положение и превосходство высших сословий обосновывалось не их особыми усилиями или достижениями, а просто самим фактом происхождения от иной антропологической категории. Для социальных мыслителей XVIII-XIX вв., которые были сторонниками социального равенства, превосходство белой расы представлялось столь несомненным и очевидным, что они не считали даже нужным его как-то специально доказывать.Как особое направление в социальной мысли расово-антропологическая школа складывается ко второй половине ХГХ в. В это время старая идеология начинает апеллировать к новому авторитету - авторитету научного знания. Существенно то, что стремление опереться на этот авторитет возникает в тот момент, когда наука о расах - физическая антропология -пребывала еще в зачаточном состоянии. Это оставляло простор для старого и нового мифотворчества и спекуляций, которые превращали незрелое научное знание в псевдонаучное.Среди непосредственных источников формирования расово-антро-пологических концепций в социальной науке следует отметить труды французского историка и философа Виктора Курте де л'Иля (<Политическая наука, основанная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в философском, историческом и социальном отношениях>, 1835) и немецкого биолога и врача Карла Густава Каруса (<О неравных способностях различных человеческих рас к высокому духовному развитию>, 1849).Поскольку важнейшее место в рассматриваемой школе, как это явствует из ее обозначения, занял расово-антропологический фактор, следует уточнить, что под человеческими расами в физической антропологии обычно понимаются <исторически сложившиеся ареальные... группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах> [2, 501]. В составе современного человечества выделяются три основные группы рас (<большие расы>): негроидная, европеоидная и монголоидная. Внутри этих больших рас выделяют более мелкие категории антропологической классификации, называемые антропологическими типами или группами.Несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим главным постулатам, объединяющим эти концепции в <школу>.1) Различные общества, социальные и культурные группы (классы, сословия, этнические группы, профессиональные группы и т. д.) - это в основе своей расово-антропологические образования: разновидность этих образований, <надстройка> над ними или их <превращенная форма>. Отсюда и определенные варианты расизма как политической идеологии. Помимо собственно <физико-антропологического> расизма, подчеркивающего фактор расы как группы, объединенной морфологическими и физиологическими признаками, существуют и такие варианты, как классовый, сословный, этнический и даже профессиональный расизм. Любые групповые различия в принципе могут трактоваться как расовые.2) Эволюция общества и культуры - результат различий и взаимодействий между расово-антропологическими группами и признаками.3) Расы и антропологические группы неравноценны. Отсюда вытекает неравноценность (<превосходство>, <неполноценность>, <ущербность>), а также <благотворность> или <опасность> соответствующих социальных институтов и культурных творений.4) Социальное поведение людей и культура целиком или преимущественно определяются биологической наследственностью.5) Смешения между расами или антропологическими группами вредны с точки зрения биологического, социального и (или) культурного развития.2. Основатель школы: Артюр де ГобиноОтмеченные постулаты впервые в развернутой форме выдвинул французский философ, писатель и дипломат Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882) в четырехтомном трактате <Опыт о неравенстве человеческих рас> (тт. 1-2, 1853; тт. 3-4, 1855).Как писатель Гобино был скучноват, но он был талантливым стилистом и выступал в самых разных литературных жанрах: романа, рассказа, драмы, поэмы1 .Он писал труды по истории и культуре Востока и опубликовал лингвистический <Трактат о клинописях> (1864). Кроме того, он активно выступал в жанре публицистики и занимался скульптурой. Некоторое время Гобино был начальником канцелярии Алексиса де Ток-виля, когда тот занимал пост министра иностранных дел. Однако ни его творческие занятия, ни дипломатическая карьера не могли удовлетворить тщеславную натуру графа де Гобино. С его точки зрения, его заслуги и достоинства не находили должного признания среди современников, поэтому он, по собственному признанию, ненавидел и презирал современную эпоху.Гобино очень гордился своим знатным происхождением (впрочем, оно было не таким знатным, как он пытался доказать) и восхвалял то время, когда аристократия была на вершине социальной иерархии. Его расизм был составной частью его элитистского мировоззрения. Главной теоретической проблемой, а точнее, навязчивой идеей для него становится поиск <реальных>, <подлинных> иерархий, а внутри них - <подлинных> элит. Элиты, которые он стремится обнаружить, должны быть не преходящими, но вечными, безусловными и неизменными. Они не должны зависеть от случайных и второстепенных обстоятельств, вроде собственности, благодаря которой формируется элита в капиталистическом обществе. Неустанное превознесение достоинств элиты (<благородных>, <королевских детей> и т. п.) в произведениях Гобино служило явным или неявным обоснованием ее привилегий. Отсутствие же таковых выступало в его понимании как следствие деградации общества, его кризиса и порочности.Гобино ненавидит все виды равенства: классовое, сословное, расовое и т. д. Но расовое неравенство представляется ему наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план как движущая сила истории.1 См., в частности, его произведения в русских переводах: Век Возрождения / Пер. с фр. Н. М. Горбова., М., 1913; Кандагарские любовники / Пер. с фр. И. Мандельштам. Пг., 1923; Влюбленные из Кандагара. (Тот же рассказ в переводе Рюрика Ивнева.) М.; Л., 1926; Великий чародей / Пер. с фр. Р. М. Ивнева. Л., 1926.<Опыт о неравенстве человеческих рас> по жанру - произведение фи...
Другие файлы:

Расово-антропологическая школа в социологии
История зарождения антропологии и понятии о расах, основоположники расово-антропологической школы. Расы и расовая классификация. Критика расово-антроп...

Социальная беспризорность как антропологическая проблема
Коллапс системы социальной защиты как причина бездомности. Освобождение из мест лишения свободы, потеря жилья, семейные проблемы. Социальная реабилита...

Семь лекций по истории социологии
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым пр...

Антропологическая школа культурологии

Семь лекций по истории социологии
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым пр...