Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Молодежь России: особенности социализации и самоопределения

Тип: статья
Категория: Философия
Скачать
Купить
Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.Карпухин Олег Иванович - доктор социологических наук, профессор.Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодежи. В ряде таких опросов на протяжении последних десяти лет принимает участие автор этих строк. Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.На что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей себя идентифицировать? На эти вопросы мы и пытались ответить, обращаясь к данным анкетного опроса молодежи, осуществленного весной 1998 г. НИИ КСИ СПБГУ под руководством профессора В.Т. Лисовского. Среди 2710 опрошенных из 20 городов 55% составляли студенты вузов; остальные категории: рабочие (12%), учащиеся школ (8,3%), курсанты военных вузов (2,5%), служащие (5,9%) и др. Основная часть опрошенных (84,7%) - молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет.Анализируя полученные результаты, мы исходили из предположения, что ценности и нормы, запечатленные в сознании молодого человека и выявленные в процессе его самооценки, в целом дают определенное представление о том, как он соотносит себя с окружающей действительностью, имеет ли возможность себя реализовать в ней и т.д. Большинство респондентов относятся к той категории молодых, чье детство, отрочество и юность совпали со временем становления постсоветской России. Это уже первое поколение несоветской молодежи, у которой представление о социализме как о типе общественных отношений и способе производства очень неопределенное или отсутствует вообще. Сторонниками социализма себя считают только 10% опрошенных, а коммунизма - 5,7%. Правда, и у капитализма среди молодежи не так уж много почитателей - всего 20,4%. Более половины (52,2%) отдают предпочтение демократии. Это, на наш взгляд, осторожная, по существу нейтральная форма самоидентификации, позволяющая респондентам уйти от того, что, по их мнению, уже скомпрометировано исторически или еще не совсем утвердилось в настоящем. Как говорится, поживем - увидим. Этой заповеди следует более половины опрошенных (69,2%), которые полагают, что они способны менять свои убеждения, если последние не отвечают реальности. 27,5% опрошенных не склонны менять свои убеждения.Реалии, с которыми сталкивается современная молодежь, в самом деле весьма изменчивы. Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в молодежном сознании, - это фетишизация рынка. Каждый четвертый из опрошенных планирует организовать свое дело, и более половины (53%) - добиться материального благополучия. В целом 84% респондентов привлекает планово-рыночный путь развития экономики. Большинство отрицает нерыночный путь для России, планово-государственную экономику поддержали только 12,8%.На чем же основывается отношение к рынку как к абсолютной, универсальной ценности? Конечно, рыночные отношения расширили возможности личности, разрушив идеологический диктат, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора. Но тут же возникло не для всех преодолимое препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания молодежи. Ведь большая их часть иждивенцы: 62% опрошенных считают основным источником своего существования доходы родителей. Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется, возникают сейчас межпоколенческие противоречия. Неслучайно половина опрошенных полагает, что по своим взглядам на жизнь они отличаются от своих родителей, у 32% не совпадают с родителями идеалы и ценности, а у каждого пятого - образ жизни.Что же касается будущего, то многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и очень страшатся безработицы. В целом в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных юношей и девушек (38,8%) полагает, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл трудовой деятельности, нельзя забывать и о заработке. Для каждого десятого желаема любая работа, лишь бы она хорошо оплачивалась, для каждого пятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность реализовать в первую очередь свои личные интересы и планы. В поиске работы молодежь склонна полагаться в основном на себя (50,5%). Поэтому для большей уверенности молодые люди стремятся получить высшее образование (51,4%), овладеть иностранным языком (30,4%). компьютером (29,5%), приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7%), получить правовую подготовку (14,6%).Каждый четвертый из опрошенных молодых людей планирует организовать после получения специальности свое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической и экономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера и предпринимателя (соответственно 16,6% и 27,7%). Настораживает тот факт, что 4,3% молодых людей включили в этот перечень бандитизм и рэкет. Несколько успокаивает лишь то обстоятельство, что ни в одном из учебных заведений страны подобным профессиям не обучают. Хотя, впрочем, слабое утешение - учит этому сегодня сама жизнь.Идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало -своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Неудивительно, что 18,1% опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1% полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. У 12,7% молодых людей такое же отношение к проституции.Поскольку процесс взросления наших респондентов проходил в обстановке радикально меняющегося общества, подобное обстоятельство не могло не повлиять на формирование их мировоззренческих установок и ценностных ориентации. Например, с юношеским максимализмом они судят о бедности, не видя глубоких социальных причин, ее порождающих. По мнению 47,7% опрошенных, рост числа бедных в стране объясняется тем, что "эти люди плохо приспособились к жизни", 21% полагают, что они не избавились от старой идеологии, старых ценностей, а 18,2% опрошенных видят причину бедности в неумении воровать. Соответственно этой же оценочной шкале, но с обратным знаком, молодые люди объясняют жизненный успех богатых людей: 47,9% объясняют богатство способностью людей приспосабливаться к жизни, а 32,7% -умением воровать. Только каждый четвертый респондент склонен оценивать жизненный успех богатых как результат их исключительного умения работать.Такая вполне реалистическая оценка причин обогащения вызывает лишь у 26,9% опрошенных стремление поддержать предложение об изъятии у "новых русских" несправедливо нажитого состояния. Большая же часть респондентов или не поддерживает такое предложение (34,7%), или сознательно дистанцируется от этой проблемы, полагая, что "меня это не касается" (35,9%). Иными словами, нет у большей части опрошенной молодежи стремления восстановить социальную справедливость. Тем самым она оправдывает имущественное неравенство, считая его вполне нормальным явлением, хотя и соглашается с тем, что в обществе "всем должны быть обеспечены более или менее равные стартовые возможности" (32,7%).В окружающей жизни молодых людей больше всего беспокоят: нестабильность (23%); материальные проблемы (20,3%), личные проблемы (21,4%); экология (19,2%); преступность (15%); равнодушие и жестокость (14,3%).Молодежь во многом утратила "болевой порог" в восприятии темных и жестоких сторон жизни, а потому несколько отстранение относится к ним. Полагаясь в основном на себя или на друзей, молодые люди не надеются на государство. И даже в самые трудные моменты, - а каждый пятый из опрошенных признался в том, что за последние 2-3 года был жертвой преступления, - молодые люди не склонны доверять правоохранительным органам. Например, если их права нарушались, они обращались за помощью к друзьям (36,7%) или защищали свои права самостоятельно (30,3%). Только 15,8% респондентов обратились в суд, в милицию или прокуратуру.Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. 77% опрошенных полагает: "Когда нужно они вспоминают о нас". Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стре...
Другие файлы:

Социализация молодежи в современном Российском обществе
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее,...

Психологические особенности правовой социализации молодежи
Изучение проблемы социализации в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Становление понятия правовой социализации в историческом развитии о...

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации
Сущность, основные этапы процесса социализации. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома, значимость профессионального опреде...

Проблема самоопределения старших школьников в современных условиях
Сущность, типы и уровни самоопределения. Особенности формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Исследование ценно...

СМИ как агент социализации в современном обществе
Основные тенденции и формы социализации. Влиянии СМИ на личность в период перехода из дотрудовой стадии в трудовую. Молодежные субкультуры, негативное...