Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов

Тип: статья
Категория: Философия
Скачать
Купить
Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов.Бойко О.В.Бойко Ольга Викторовна – кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета. Предпосылками данного исследования явились кардинальные изменения российской жизни 1990-х годов. Проблемы, волнующие российское общество, существенно трансформировались в постсоветский период. Из агента тоталитарного режима СМИ превратились в медиатор широкого спектра мнений. Исследование посвящено рассмотрению вопроса о том, как отражаются в СМИ новые принципы социальной политики и эволюция системы социальной защиты граждан в новых условиях.Материалом для анализа стали статьи в четырех периодических изданиях: двух центральных и двух местных[1]. Такой выбор объясняется их доступностью и ориентированностью на социальную тематику. Все газеты, за исключением «АиФ» – ежедневные с одним-двумя выходными.В рассматриваемом десятилетии (1990-1999 гг.) взяты четыре года – 1990, 1993, 1996, 1999. В каждом из них выбиралась серединная неделя каждого сезона, т.е. в январе с 10 по 17 число; аналогично в апреле, июле и октябре. Согласно К. Криппендорфу [1] такая выборка является систематической – изучаются выпуски каждого серединного месяца сезона каждого третьего года с равным кластером величиной в неделю. Анализ фокусируется на статьях, в которых отражены социальные проблемы трех уровней: индивидуального, организационного и политического. Внимание было обращено, прежде всего, на те проблемы, которые являются объектами деятельности органов социальной защиты и профессиональной социальной работы. Такие темы, как загрязнение окружающей среды, кризис экономической и политической систем, качество медицинского обслуживания остались за пределами исследования. Метод и исследовательская стратегияВ исследовании применяется метод контент-анализа, совмещающий использование количественной и качественной техники. При проведении количественного анализа в качестве модели была взята исследовательская схема, содержащаяся в сборнике «Социальные проблемы в газетах. Исследования в регионе Балтийского моря» [2]. Дополнительно использовались категории и коды, заданные автором. Количественный анализ (87 статей) проведен «вручную»: подсчитывались частота встречаемости кодов и иногда наличие (отсутствие) связи между ними. Понятно, что частота встречаемости статей по социальной проблеме может свидетельствовать только о степени интереса, но не о том, как осуществляется газетная презентация. Качественный анализ проведен в отношении 32 статей, демонстрирующих изменения в репрезентациях трех наиболее часто встреченных в выборке социальных проблем: это бедность, охрана детства и наркомания. Выбор статей определялся стремлением выявить темы, наиболее типичные для каждого из анализируемых периодов года. Повышенное внимание уделялось тем статьям, в которых упомянута социальная работа. Количественный анализВыборка, охватившая 87 публикаций, распределилась по газетам следующим образом: «СВ» - 48 %, «Саратов» - 9 %, «КП» - 20 %, «АиФ» - 23 % от объема генеральной совокупности. За 1990 г. выявлено 17 % репрезентативных публикаций (зафиксированы только в «СВ» и «КП»), за 1993 г. - 19 %, за 1996 г. – 21 %, за 1999 г. – 43 %. Социальные проблемы, фигурирующие в анализе, были разделены на три группы по тематике, частоте встречаемости и объемам газетной площади: 1). Проблемы-лидеры: бедность, наркомания, охрана детства. 2. Проблемы второй группы: молодежные, жилищные, занятости, инвалидности. 3. Проблемы третьей группы: алкоголизм, гендерные проблемы, положение престарелых людей, суицид, проституция, спид, беженцы.Анализ временной динамики демонстрирует высокий процент публикаций по следующим темам: в 1990 г. – по охране детства (33%); в 1993 г. – по бедности (44%), а также по охране детства и по жилищным проблемам (19% от общего числа проанализированных статей за этот год). Есть некоторая «сезонность» распределения в данной выборке. Так, в январе зафиксирован максимум публикаций по проблемам уровня жизни и наркомании. Апрель и июнь – «детские месяцы»: много статей о защите прав ребенка, детях-инвалидах. В октябре публикуются материалы о «третьем возрасте», об уровне жизни и социальной защите.В газете «СВ» больше всего места занимают такие темы, как бедность, жилищный вопрос и молодежные проблемы; в «КП» более часто, по сравнению с другими газетами, освещаются темы наркомании, охраны детства и молодежные проблемы. В «АиФ» доминируют темы бедности, охраны детства, инвалидности.Тип статьи. В ходе социологического анализа были приняты во внимание как содержательные, так и дискурсивные стороны публикаций. Учитывалось не только то, какой жанр имеет та или иная статья (в дальнейшем все публикации унифицируются по жанрам и стилям и именуются статьями), но и определялся ее главный лейтмотив. В результате была принята классификация, включающая семь типов статей: А. Проблемные статьи – актуальные, острые. Б. Информационные статьи – это факты, статистика, реклама. В. Превентивные – разъясняющие, профилактические статьи. Г. Статьи результативного типа – отчеты о мероприятиях, сообщения об успешных решениях. Д. Описательные статьи – рациональные и без акцентов. Е. биографические статьи – истории жизни. Ж. Призывающие статьи - с акцентом на оказание воздействий на читателей. С учетом того, что каждая статья может иметь несколько смыслов, ей присваивались не только 1, но и 2, иногда даже 3 кода. Распределение статей по выделенным типам: проблемные статьи составили 29,6% от общего количества статей; информационные – 28,9%; превентивные – 13,2%; результативные – 9,4%; описательные – 8,8%; биографические – 5%; призывающие – 5%.Описание различных социальных проблем имеет свою специфику и потому требует определенного журналистского инструментария. Так, статьи, относящиеся к категории «бедность» - скорее информационные или проблемные (в 21% случаев), проблема наркомании освещается либо в информационном ключе с рекламой лечебно-восстановительных мероприятий (в 75% случаев), либо носит превентивный, социально-психологический характер (в 46% случаев). Жилищные темы часто освещаются как проблемные, но здесь встречаются и биографический тип статей с описанием сложных жизненных коллизий. Публикации по теме занятости – информационные, включают данные о новых законодательных документах и статистику безработицы, а также рекламу возможностей конкретных служб занятости. Около одной трети публикаций в 1990, 1993 и 1996 гг. имеют проблемную направленность. Статьи с призывами и лозунгами встречались только в 1990 г. В 1999 г. отмечен рост числа статей информационного (до 34%) и превентивного (до 18%) типов.Объекты. Выделено два типа: в первом случае объектом публикации выступает отдельный человек или социальная группа; во втором – обезличенные социальные структуры: организации или законодательные инстанции. В 78% статей объектом является человек из наиболее подверженной негативному воздействию (в связи с конкретными процессами в обществе) социально-профессиональной категории или группы; в 45% – организация или законодательство. Сами проблемы в газетах в определенном смысле «стратифицируются». Например, в категории «бедность» фигурируют «незащищенные» группы граждан, часто пенсионеры. Если речь идет о наркомании, то это уже подверженные наркологической зависимости люди, преимущественно молодые. Если темой являются проблемы детства, то чаще всего объектами публикаций становятся дети-сироты, в молодежных темах – деликвентные подростки. В публикациях о наркомании, об охране детства и жилищных проблемах дается информация о работе соответствующих учреждений, реабилитационных центров, социальных служб и т.д.Причины и решения. Анализируемые статьи отражают скорее ориентацию на решение проблемы, чем на изучение причин, а среди представленных решений большая часть относится к организационному уровню. Публикации 1990 г. особенно редко были причинно ориентированными (в 75% из них отсутствуют упоминания причин). В 1993 г. причины и решения наиболее часто оказывались отнесенными к политическому / структурному уровню. В 1999 г. социальные проблемы ставятся и на организационном уровне (посредством конкретных сервисов) в 76% статей. Демонстрация индивидуальной природы социальной проблемы характерна для проблем наркомании и суицида, причины нарушения прав ребенка чаще ищутся в институциональных недоработках того или иного учреждения. Пути решения, к примеру, проблемы наркомании, показаны исключительно на институциональном уровне, в частности, в расчете на помощь реабилитационных центров.Социальные акторы. В статьях они фигурируют как конкретные...
Другие файлы:

Инновационная деятельность по решению социальных проблем
Историческая трансформация взглядов на решение социальных проблем в западных социологических школах. Взгляд России на глобальные проблемы общества. Со...

Образ женщины в ставропольской прессе 50-х годов
Образ как результат реконструкции объекта в сознании человека. Особенности отражения женщин в газетах в различных аспектах: социальной, политической и...

Шпоры
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 26 февраля 1997 г. N 222О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНА ПЕРИОД 1996 - 2000 ГО...

шпоры
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 26 февраля 1997 г. N 222О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНА ПЕРИОД 1996 - 2000 ГО...

Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области
Характеристика молодой семьи. Особенности и тенденции решения социальных проблем молодых семей в России. Методы социальной работы. Опыт решения социал...